Начало гонений на христиан

В эти июльские дни в 64 г. н.э. в Риме начался пожар почти апокалиптических размеров. Это ужасное событие

В эти июльские дни в 64 г. н.э. в Риме начался пожар почти апокалиптических размеров. Это ужасное событие был трагическим и решающим не только для древнего мегаполиса, но и для христиан, которых обвинили в поджоге города.

«Теперь начался самый страшный и разрушительный пожар, который когда-либо переживал Рим», — писал древнеримский историк Тацит примерно в 116 году н. э. Пожар бушевал шесть дней и семь ночей и опустошил одиннадцать из четырнадцати кварталов большого города.

Тацит, переживший пожар в детском возрасте писал: «Обезумевшие, визжащие женщины, беспомощные старики и молодые, спасающие себя, люди, помогающие инвалидам или ожидающие их — все это усиливало путаницу. Когда люди оглядывались назад, перед ними возникали угрожающие языки пламени, которые преграждали им путь, либо обходили их стороной. Когда люди убегали в соседний квартал, огонь преследовал их там, даже районы, считавшие удаленными, оказались затронуты пожаром. Наконец, не имея понятия, куда бежать и что делать, люди толпились по проселочным дорогам или лежали на полях. Некоторые, кто все потерял в огне, могли спастись, но предпочли умереть».

Но кто, или что стало причиной пожара? Различные источники приписывают поджог города римскому императору Нерону, который наблюдал за горящим Римом с безопасного расстояния. При этом был одет в театральный костюм, играл на лире и декламировал поэму о гибели Трои.

Это почти наверняка неверно: Нерон был далеко в Анцио, когда начался пожар. Но он был оппортунистом и использовал горящий Рим как возможность восстановить город заново и построить себе новый роскошный дворец.

Пожар нуждался в козле отпущения, и Нерон нацелился на новую восточную секту. Через несколько дней после пожара христиан обвинили в поджоге города. По Риму прокатилась волна погромов и казней. Тацит описывает эти события так:

«И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть, и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».

С этого события начался период нерегулярных преследований христиан за веру в воскресшего Господа Иисуса Христа.

Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН

Leave a Comment