— «Элементарно, мой дорогой Ватсон!»
Шерлок Холмс упивался довольством, когда произносил свою коронную фразу именно в тот момент, когда Ватсон (и читатели) были совершенно сбиты с толку.
Состояние «озадаченный» как никогда точно подходит для сегодняшнего описания моего внутреннего самочувствия. С самого начала 2021 года, я все время спрашиваю себя, не сошел ли я с ума, поверив в это? И знаете, я не одинок.
Партизаны ведут ожесточенные бои на многих фронтах, и нас постоянно заставляют вступить в бой. Обвинения в теориях заговора и фальшивых новостях ежедневно наводняют наши каналы. Топтаться на месте в поисках истины стало утомительно. Доверие к общественным институтам упало до исторического минимума.
Иногда мне хочется, чтобы Холмс появился у моей двери и с дерзкой ухмылкой все объяснил. Вот уроки, которые мы можем извлечь из теории Шерлока Холмса, ориентируясь в запутанных ситуациях.
- Избегайте легких, удобных повествований
Холмс мистифицировал своих коллег-борцов с преступностью, используя стратегию столь же элементарную, сколь и эффективную: стойкий отказ принять повествование о преступлении, вместо того чтобы позволить накопленным уликам раскрыть истинную историю.
Во времена Иисуса евреи также имели дело со спорными повествованиями. Обычному повествованию бросил вызов плотник из маленького городка, ставший странствующим учителем и целителем. Однако когда Его учение было подвергнуто сомнению, Иисус указал на факты: «Я сказал: «Я — Сын Божий»? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Иоанна 10:37-38).
Евангелие от Иоанна так же описывает одного религиозного лидера, который принял совет Иисуса близко к своему сердцу. Никодим разрывался между двумя рассказами. Время, проведенное с Иисусом (Иоанна 3 глава), побудило его защищать Христа, а люди стали надсмехаться над ним. Они даже пристыдили его, апеллируя к фактам: Мессия не должен был прийти из Галилеи (Иоанна 7:52).
Когда я ежедневно сталкиваюсь с трудностями, мой рефлекс заключается в том, чтобы закрепиться в самом популярном, знакомом или ожидаемом повествовании. Это удобно и легко. Однако комфортность и легкость, как мы знаем, не произвели много мудрости, за всю историю человечества. Следовать совету Иисуса — значит иметь мужество исследовать свои убеждения, искать незапятнанные доказательства и смиренно придерживаться своих выводов, чем Шерлок Холмс мог бы гордиться.
Насмешки и сопротивление будут неизбежны. Однако потребность в популярности и признании может притупить мой здравый взгляд. Если я хочу узнать, что такое истина, мне сначала нужно поставить истину выше всего того, что мне нравится. Фактическая корректность всегда должна превалировать над политкорректностью.
- Исследовать доказательства
Как только мы взяли на себя обязательство противостоять критике и давлению современников, чтобы соответствовать определенному повествованию или интерпретации фактов, нам нужно исследовать доказательства. Мы должны смотреть не только на представленные нам факты, но и на факты более скрытые. Многие аргументы опираются на определенный набор фактов, которые не признают других доказательств. Осознание этой динамики имеет решающее значение, и изучение контраргументов — каждый из которых подчеркивает различные доказательства — важно для достижения более объективного анализа.
Сосредоточьтесь на первичных источниках, а не на чужом резюме или интерпретации доказательств. Если кто-то упоминает научное исследование, прочтите его и посмотрите, существуют ли другие. Вместо того чтобы принимать саундбиты или перефразированные теории и мнения, рассмотрите цитаты в их первоначальном контексте. Отделите доказательства от интерпретации и факты от комментариев. Иногда нам не только рассказывают, что произошло, но и тем же самым деловым языком объясняют, что это значит и как реагировать. Часто бывает разумно отключиться от интерпретации и сделать собственные выводы.
Шерлок также хотел бы, чтобы мы остерегались более тонкой тактики, которая может запутать правду. Одна стратегия ставит несвязанные факты рядом с релевантными доказательствами. «Ad hominem», распространенный риторический маневр, смещает фокус дискуссии, ставя под сомнение характер человека, а не аргументацию. Еще одна все более популярная тактика, которой мы должны остерегаться, это отвлечение внимания от явных улик.
- Поиск истины в смирении
Даже Шерлок, вероятно, был бы обескуражен сегодняшним взрывом расходящихся повествований. «Правда» любого рода сильно оспаривается, как мы слишком хорошо знаем из времени, проведенного в социальных сетях.
Мы должны чувствовать свободу быть «в процессе» при изучении текущих вопросов. Это нормально — не знать всех ответов, быть методичным, а не объявлять свое мнение по каждому сложному вопросу как можно быстрее. Нехорошо принимать повествования некритично из-за комфорта или легкости. Если бы Никодим поддался этому давлению, на небесах стало бы на одного святого меньше. Вместо этого Никодим искал истину и нашел ее в Иисусе, уверенно соединив себя с распятым Христом в Евангелии от Иоанна 19.
В эту «постправдивую» эпоху безудержного субъективизма и вездесущих идеологических баталий верное хождение со Христом приводит к солидным эпистемологическим преимуществам. Когда мы обращаемся в покаянии от нашего греха к Божьей истине, мы, естественно, будем занимать свои позиции в смирении, без желания быть правыми. Мы с большей легкостью примем, что наша мудрость и интуиция подвержены ошибкам, и будем открыты для исправления. Осознание «слепых зон» делает нас более преданными истинному исследованию доказательств, зная, что они вполне могут противоречить нашим первоначальным оценкам. Это поможет нам любезно общаться с теми, кто с нами не согласен.
Вместо того чтобы бить в барабаны войны против идеологических врагов, мы можем пригласить других идти рядом с нами, когда мы вместе ищем истину. Возможно, мы даже поможем другим найти истинный ответ на величайший из всех вопросов, достойный Шерлока Холмса: кто такой Иисус Христос?