Божья книга мудрости противопоставляет жизнь глупого человека жизни мудрого. Это показывает нам, как устроена жизнь в падшем мире. И наша речь очень важна для понимания того, по какому из этих двух путей мы идем. Пол Трипп даже утверждает, что Притчи — это, по сути, трактат о правилах речи. Он резюмирует учение Притчей о разговоре следующим образом: «слова могут подарить жизнь, но и принести смерть — какими будут ваши слова, выбираете только вы сами». Каждое высказывание, которое срывается с наших губ, имеет значение, а это значит, что вы никогда в своей жизни не произносили нейтрального слова.
Наши слова движутся либо в направлении жизни, либо в направлении смерти. Если наши слова движутся в жизненном направлении, они будут словами ободрения, надежды, любви, мира, единства, наставления, мудрости и поддержки. Но направление смерти порождает слова гнева, злобы, клеветы, ревности, сплетен, разделения, презрения, расизма, насилия, и осуждения. Мы не придаем большого значения нашим разговорам, но именно в них мы склонны попадать в беду, и Притчи преподают нам хороший урок по этой теме.
Убивающие слова
В Притчах 10 главе, противопоставляются два вида говорящих — мудрый и глупый:
«Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума» (Притч. 10:20-21).
«Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное» (Притч. 10:31-32).
Соломон проникает в суть того, о чем говорится в Притчах 18:21: «Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его».
В Америке, когда полицейские арестовывают человека, они предупреждают его о его правах, включая предупреждение Миранды, которое начинается так: «У вас есть право хранить молчание. Все, что вы скажете, будет использовано против вас в суде». Слова, произнесенные человеком, обвиняемом в совершении преступления, могут быть вопросом жизни и смерти, по крайней мере, когда речь заходит о том, что может произойти во время судебного разбирательства. Скажите что-нибудь глупое, и жизнь может стать для вас еще более трудной. Так оно и есть в повседневной жизни. Слова обладают потенциалом убивать и дарить жизнь. Мы все знаем людей (может быть, даже самих себя), которые подвергались словесному насилию со стороны родителей, супругов, даже друзей до такой степени, что оскорбления стали частью их личности и разрушило их жизнь.
В колледже у меня был друг, чей отец столько лет говорил ему, что он глуп, что он поверил в это и принял это как центральную часть своей личности. Постоянное неодобрение его отца, обычно проявлявшееся в словесных выпадах, привело его к жизни, полной злоупотребления наркотиками и алкоголем до колледжа. В каком-то смысле слова отца убили его. Наши слова влияют на других, потенциально разрушая их.
Слова, дающие жизнь
Слова также могут давать жизнь. Вспомните о том, как когда-то вас ободряла близкая подруга, говоря, насколько вы искусны в чем-то, что вы ценны, — может быть, в вашем певческом голосе, ваших способностях к преподаванию, ваших способностях к гольфу, насколько хорошо ваши дети читают Библию. Вспомните, как улыбнулась ваша дочь, когда вы сказали ей, как вы гордитесь ей и тем, что она попала в список лучших учеников года.
У всех пасторов особое отношение к понедельнику. Мы часто называем его «холодным понедельником», потому что это день, который мы проводим в режиме восстановления после суровых воскресных дней и той проповеди, на подготовку которой мы потратили 15 часов, только для того, чтобы увидеть, что она стала такой же плоской, как канзасская прерия. В этот день член церкви отправляет электронное письмо своему пастору, чтобы пожаловаться на музыку, продолжительность проповеди или на то, что молодежная группа не удовлетворяет потребности его семьи.
Я помню один особенно удручающий понедельник пару лет назад, когда я был расстроен из-за того, что члены церкви, по-видимому, расценили (но не уведомили меня) низкую посещаемость воскресенья. Я также узнал, что наши пожертвования сильно сократились, и одна видная семья объявила мне, что они уходят, потому что им не нравится видение старейшин. «Слишком много Библии», — сказали они мне.
В тот день я открыл свой почтовый ящик, убежденный, что столкнусь только с дополнительными неприятными новостями, но первое сообщение, которое появилось, было от относительно нового участника нашей церкви. Его слова были столь же смиренны, сколь и сладки. Он был благодарен за верность нашей церкви, за ясное видение старейшин, за дружелюбие нашей церкви. Ему нравилось, что мы настолько ценим Библию, что ставим ее в центр всего, что мы делаем. Понедельничная хандра исчезла. В двух коротких абзацах его слова вдохнули новую жизнь в мою неделю. Я мог с улыбкой смотреть на вершину горы, которая ждет меня в следующее воскресенье. Он дал мне то, что Соломон описывает в Притчах 25:11: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слова, сказанные прилично».
Книга Притчей 6:17-19 утверждает, что существует семь вещей, ненавистных Господу: «заносчивый взгляд, лживый язык, руки, проливающие невинную кровь, сердце, что замышляет злодейство, ноги, спешно бегущие ко злу, лжесвидетель, дышащий ложью, и тот, кто сеет раздоры между братьями». Из перечисленных случаев, три подразумевают злоупотребление словами. Слова, которые мы произносим, важны для Господа!
Еврейское слово «ракил» означающее в переводе на русский язык «клеветник», встречается в Ветхом Завете шесть раз. Бог высказывает недовольство действиям
клеветников во всех частях Ветхого Завета, ведь клевещущий язык способен даже убить.
Помните об этом с каждым словом, которое вы произносите сегодня.
Автор статьи — Джефф Робинсон, доктор философии в Южной баптистской теологической семинарии, является директором отдела новостей и информации Южной семинарии