Насколько хорошо вы вкладываете данные вам Богом, слабости?
Возможно, вам никогда ранее никто не задавал этого вопроса. Возможно, это звучит даже бессмысленно. В конце концов, люди инвестируют активы для того, чтобы увеличить их. Они не вкладывают пассивы. Они пытаются устранить, минимизировать или даже покрыть обязательства. Нам легко рассматривать свои сильные стороны в качестве активов. Но большинство из нас, естественно, рассматривают свои слабости как недостатки, которые необходимо минимизировать или скрыть.
Но Бог в своем провидении, дает нам наши слабости точно так же, как Он дает нам наши сильные стороны. В Божественной экономике, где ценнейшая прибыль от вложений — это «вера, действующая через любовь» (Галатам 5:6), слабости становятся активами — мы даже можем назвать их талантами, которыми можно управлять и инвестировать. Может быть даже так, что самое ценное, что Бог дал вам для управления, — это не сила, а слабость.
Но если мы хотим ценить слабости как достоинства, нам нужно ясно видеть, где Писание учит этому. Апостол Павел дает нам самое ясное богословское понимание о ценности слабости. Я обнаружил, что 1 Коринфянам 1:18-2:16 и, честно говоря, вся книга 2 Коринфянам чрезвычайно полезны для понимания незаменимой роли, которую слабость играет в укреплении веры и свидетельства отдельных христиан и церкви в целом.
Парадоксальная сила слабости
Самое известное высказывание Павла о парадоксальной духовной силе слабости содержится во 2-м Послании к Коринфянам 12. Он рассказывает нам о своем экстатическом переживании «вознесения в рай», где он получил ошеломляющие и невыразимые откровения (2 Коринфянам 12:1-4). Но в результате,
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:7-10).
В этих нескольких предложениях Павел полностью переосмысливает то, как христиане должны относиться к слабостям, даже глубоко болезненным, которые, как может показаться, препятствуют нашему призванию и которые силы тьмы стремятся использовать. То, что на первый взгляд кажется нам дорогостоящим обязательством, оказывается ценным, данным Богом активом.
Слабость и грех
Прежде, чем мы двинемся дальше, нужно прояснить, что Павел не включает грех в список слабостей. Греческое слово, которое использует Павел — astheneia, наиболее распространенное слово, обозначающее «слабость» в Новом Завете. Джеймс И. Пакер в своем исследовании 2-го Коринфянам «Немощь — это путь» объясняет astheneia, следующим образом:
«От начала до конца суть в недостаточности. Мы говорим о физической слабости [включая болезнь или ограниченные возможности], интеллектуальной слабости, личностной слабости, слабой позиции, когда человеку не хватает нужных ресурсов, и он не может продвигать ситуацию вперед или влиять на события по своему желанию… слабых взаимоотношениях, когда люди, которые должны руководить и направлять, не справляются с этим — слабые родители, слабые пастыри и так далее».
Но когда Павел говорит о грехе, он имеет в виду нечто большее, чем неадекватность. Греческое слово, обозначающее «грех», которое он обычно использует, — hamartia, что относится к чему-то, что вызывает чувство вины перед Богом. Hamartia возникает, когда мы думаем, поступаем или чувствуем, нарушая Божьи повеления и запреты.
«Слабости проявляют в нас Божью силу так, как не проявляют наши сильные стороны».
Хотя Павел знал, что hamartia может привести к astheneia (1 Коринфянам 11:27-30), а astheneia может привести к hamartia (Матфея 26:41), он явно не верил, что «слабость» была синонимом «греха». Ибо он обличал тех, кто хвастался, что их грех демонстрирует силу и безмерность Божьей благодати (Римлянам 6:1-2). Но он «с радостью» хвастался своими слабостями, потому что они демонстрировали силу и безмерность Божьей благодати (2 Коринфянам 12:9).
В грехе мы отворачиваемся от Бога к идолам, что разрушает веру и затемняет Бога в глазах других. Но слабость имеет тенденцию усиливать нашу сознательную зависимость от Бога, что прославляет Его, укрепляет нашу веру и проявляет Его силу так, как никогда не делают наши сильные стороны.
И в этом удивительная ценность наших слабостей: они проявляют в нас Божью силу так, как не проявляют наши сильные стороны. Именно это имел в виду Иисус, когда сказал Павлу: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Коринфянам 12:9). Наши слабости необходимы, потому что через них Бог проявляет полноту своей силы.
В этот момент вы, возможно, думаете: «Каким бы ни был «шип» Павла, моя слабость не сравнится с этим». Верно.
У меня есть слабость, похожая на колючку, известная только самым близким мне людям. Если бы я поделился этим с вами, вы могли бы удивиться. Это преследует меня ежедневно, когда я стремлюсь выполнять свои семейные, профессиональные и служебные обязанности. Это почти все усложняет и регулярно вызывает у меня раздражение. Это не романтично, и уж точно не героично. Это унижает меня неловкими, а не благородными способами. И что самое болезненное для меня, я вижу, как в некоторых отношениях это усложняет жизнь тем, с кем я живу и работаю. Часто это казалось мне обузой. Я умолял Господа, даже в слезах, удалить это или даровать мне больше силы, чтобы преодолеть эти трудности.
Павел также изначально рассматривал свою слабость как тяжкую ответственность и неоднократно умолял избавить его от нее. Но как только он понял цели Христа в этом, он увидел это в совершенно новом свете: бесценный актив, замаскированный под обязательство. И он прославился в глубинах Божьего знания, мудрости и всемогущей благодати.
Я медленнее, чем Павел, учился видеть в своем шипе преимущество (и, честно говоря, я все еще учусь). Но я вижу, по крайней мере, некоторые из способов, которыми эта слабость укрепила меня. Это заставило меня ежедневно жить в зависимости от веры в Божью благодать. Это усилило мою благодарность за тех, кого Бог поместил вокруг меня, у кого есть сила там, где я слаб. Страдая от собственной слабости, я более склонен мягко и терпеливо обращаться с другими, которые борются со слабостями, отличными от моих (Евреям 5:2). Другими словами, я вижу, как Бог более полно проявил свою силу через мою слабость.
Тот факт, что нам неизвестно, какое жало удручало Павла, — это признак Божьей мудрости. Если бы мы знали, то, скорее всего, сравнивали бы свои слабости с его слабостями, и решили бы, что наши не имеют такой духовной ценности. И мы бы ошиблись.
Управляя удивительными талантами
Павел сказал, что его слабость, это «жало в плоти» было ему «дано» (2 к Коринфянам 12:7). Кем дано? Какую бы роль ни играл сатана, Павел не отводил ему главное место. Павел оказался в слабостях, так же, как и «в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях», получив их как ценные активы от Господа (2 Коринфянам 12:10). Будучи «домостроителем тайн Божиих» (1 Коринфянам 4:1), он видел свои слабости важной частью дела, доверенного ему Учителем и Спасителем. Поэтому, он решил правильно вкладывать их, чтобы его Учитель получил как можно большую славу от вложений.
Если вы знакомы с притчей Иисуса о талантах (Матфея 25:14-30), вы, возможно, поймете, что я черпаю из ее образов. Иисус дал каждому из нас разные «таланты» для управления, активы огромной ценности Царства, «каждый по своим способностям» (Матфея 25:15). И Он ожидает, что мы хорошо инвестируем их, пока будем ждать Его возвращения.
Некоторые из этих талантов являются сильными сторонами и способностями, которые дал нам наш Господь. Но некоторые из них — это наши слабости, наши недостатки и ограничения, которыми Он также наделил нас. И Он дал нам эти слабости не только для того, чтобы приумножить в нас бесценное и разделяемое сокровище смирения (2 Коринфянам 12:7), но и для того, чтобы увеличить нашу силу в самых важных аспектах нашего бытия: вере и любви (2 Коринфянам 12:10).
Но наши слабости даны не только нам как личностям, они также даны церкви. Наши ограничения, равно как и наши способности, имеют решающее значение для замысла Христа оснастить свое тело так, чтобы оно работало должным образом и «созидало себя в любви» (Ефесянам 4:16). Наши слабости заставляют нас зависеть друг от друга так, как не зависят наши сильные стороны (1 Коринфянам 12:21-26). Это означает, что они даны церкви по той же причине, по которой они даны нам индивидуально: чтобы церковь могла укрепляться в вере (1 Коринфянам 2:3-5) и любви (1 Коринфянам 13) — двух качествах, которые уникальным образом проявляют реальность и силу Иисуса для мира (Иоанна 13:35).
Не хорони свои слабости
Когда-нибудь, когда наш Спаситель вернется, Он попросит нас рассказать о талантах, Которые Он нам доверил и как мы их применили. Некоторые из этих талантов будут нашими слабостями. Некоторые таланты, будут нашими немощами. И может оказаться, что наиболее ценный талант в нашем инвестиционном портфолио, — это наша слабость.
Поскольку «от управляющих требуется, чтобы они были верными» (1 Коринфянам 4:2), нам было бы разумно проверить, насколько, верно, мы управляем талантами наших слабостей. Итак, насколько хорошо вы инвестируете в те слабые стороны, которые вам были дарованы Богом?
Автор статьи — Джон Блум, штатный писатель desiringGod.org