Все служения церкви направлены на созидание Тела Христова и на то, чтобы в нашем характере отразился образ Христа. Одна из сторон церковной жизни, которая порой вызывает множество вопросов – это практика церковной дисциплины.
Вначале она может показаться нелегкой и безрадостной, однако для здоровья церкви и для славы Христа крайне важно, чтобы мы рассматривали церковную дисциплину как способ показать Божью благость и величие.
Дисциплина и слава Христа – как они связаны?
Давайте определим, что мы понимаем под церковной дисциплиной исправление постоянно грешащих членов церкви. Она направлена на благо тех, кто пойман во грехе, и способствует чистоте церкви и росту славы Божьей.
Библия — это история с одним главным героем, триединым Богом. Основной сюжет на протяжении всей истории тоже один. Мы читаем о проявлении Его славы в творении и об искуплении людей, которые должны отражать эту славу и пребывать с Ним вечно. Иисус есть «сияние славы Божьей, и образ Его» (Евреям 1:3).
Своей жертвой Иисус умилостивил праведный гнев Отца (Иоанна 3:36), так что Бог может оправдать неправедных по вере (Римлянам 3:21-26). Сила искупления Христа главным образом проявляется в церкви (Ефесянам 3:21).
Как церковная дисциплина прославляет Христа?
Иисус Христос пришел, чтобы спасти Свой народ от грехов (Матфея 1:21). Он заплатил высокую цену на кресте, и теперь мы полностью оправданы перед Богом и призваны возрастать в благочестии. Мы ждем того дня, когда увидим Христа, и будем подобны Ему, и до этого времени Он призывает нас очищать себя, как Он чист (1 Иоанна 3:1-3).
В этом нам и помогает церковная дисциплина. Она способствует росту церкви в святости, чтобы нам в конце времен предстать перед Ним, как чистая и непорочная невеста (Ефесянам 5:25-27).
Речь не о том, что мы обязаны здесь, на земле, стать совершенными. Но, продолжая борьбу с грехом, мы должны день за днем стремиться к тому уровню святости, который желает для нас Бог, ободряя друг друга не ожесточиться (Евреям 3:12-13).
В качестве примера отношений между Христом и церковью Бог часто использует образ брака. В Ветхом Завете Он называет Израиль своей невестой, призывая народ отказаться от идолопоклонства, которое называет прелюбодеянием (см., например, книгу Пророка Осии). Бог желает близких и чистых отношений между Христом, нашим Спасителем, и церковью.
Церковь представлена в образе невесты, которая должна быть приготовлена к приходу Христа «в великолепии, без пятна и порока» (Ефесянам 5:27; Откровение 19:6-10). Когда мы осознаем наше положение – это помогает нам расти в покаянии и в послушании слову Божьему по благодати, и стремиться исполнять Его волю во всем.
Также не стоит забывать и о том, что Иисус Христос — и Агнец, и Лев (Откровение 5:5-6). Он прощает грехи, но и судит мир! Наш Бог многомилостивый и милосердный, Он медлителен на гнев (Исход 34:6-7). Однако Он «не оправдает виновных». Дисциплина подчеркивает как праведный гнев Божий по отношению ко греху, так и Его милость через Христа к каждому человеку.
Это особенно верно на заключительном этапе дисциплины, известном как отлучение. Христос был принесен в жертву как пасхальный Агнец (1 Коринфянам 5:7), чтобы сделать нас новым, чистым творением. Если в жизни христианина покаяние и чистота не очевидны, в Библии указано, что такого человека следует исключить из числа членов церкви (1 Коринфянам 5:13). Акт отлучения – это крайняя мера. Она призвана пробудить человека и указать на ожидающий его в будущем суд.
При этом у грешника всегда есть надежда на покаяние и восстановление (1 Коринфянам 5:5). Но даже если восстановления не произойдет, отлучение от Церкви демонстрирует святость Христа, Его высочайшие стандарты чистоты для церкви, как Своей невесты.
Церковная дисциплина, когда ее исполнение основано на Библии и опирается на Божью благодать в жизни нераскаявшегося грешника, может привести к преображению жизни людей и росту церкви в здравости.
Если поместные церкви откажутся от этой библейской практики, результатом станет запятнанный взгляд на чистоту Христа, умаление роли жениха в жизни невесты и представление об Иисусе как об Агнце, но не Льве. Поэтому дисциплина открывает нам полное представление о славе Христа.
Автор статьи — Джереми М. Кимбл, доцент кафедры теологических исследований в Университете Сидарвилла.