Серьезность в наши дни все более приветствуется из-за того, что она редка. Эпоха быстрой прокрутки, беглого просмотра и лоллинга (смех без смеха), по большому счету, сделала нас более легкими, поверхностными, и хрупкими людьми. У многих из нас даже постепенно развивается аллергия на серьезность.
Яркие жизни немногих, однако, пробиваются сквозь этот духовный туман и сверкают реальностью, которая для многих потускнела. Их слова, приоритеты, и ответы неоднократно показывают, что Христос захватил их полную преданность. Им доставляет удовольствие жертвовать и служить, когда другие стонут и оправдываются. Они кажутся более сильными перед лицом невзгод, добрее в разгар конфликта, более радостными, чем другие, даже в страданиях. У них есть фокус, который ускользает от напряженных и рассеянных. Нас тянет к ним (и, возможно, иногда они нас пугают), потому что их жизнь напоминает нам о том, что действительно важно, о мире, который существует под поверхностью наших чувств, о духовной войне за наши души. Время, проведенное с ними, побуждает нас больше молиться, любить и расти.
У этих святых много общих качеств, но одно из них заключается в том, что, согласно словам 2-го Послания к Коринфянам 8:7, они отличаются искренностью.
Ленивый в усердии
Христианская серьезность — это устойчивая и наполненная радостью интенсивность по отношению к Богу. Как говорится в Послании к Евреям 6:11-12,
«Мы желаем, чтобы каждый из вас проявил такую же серьезность, чтобы иметь полную уверенность в надежде до конца, чтобы вы не были медлительными, но подражали тем, кто через веру и терпение наследует обетования».
Серьезность противоположна духовной тупости, лени, апатии, самодовольству. Как и все люди, верующие переживают времена сомнений, борьбы и уныния, но даже тогда (может быть, особенно тогда) пламя их веры горит теплее и ярче, чем ожидалось.
«Ежедневная борьба за веру часто ведется в окопах нашей собственной тупости».
Где еще упоминается этот духовный огонь? Апостол Павел увещевает нас: «Не будьте ленивы», что несет в себе мысль — «будьте горячи духом, служите Господу» (Римлянам 12:11). Один этот стих требует серьезного размышления и молитвы. Как часто мы чувствовали себя ленивыми в усердии? Как часто мы чувствовали духовное пламя? И насколько комфортно многим из нас живется с нашей постоянной медлительностью? Молимся ли мы все еще о том, чтобы Бог вновь разжег огонь в наших сердцах, который у нас когда-то был?
Ежедневная борьба за веру часто ведется в окопах нашей собственной тупости. Подобно милости, которая приходит каждое утро, каждый из нас нуждается в свежем пробуждении на предстоящий день.
Грешники преданы огню
Это слово, обозначающее серьезность (с греч. spoudei), встречается чаще всего (четыре раза) во 2-м Послании к Коринфянам 7-8. В этих двух главах апостол обрисовывает огромную разницу между благочестивой скорбью о грехе и нечестивой скорбью. «Благочестивая скорбь, говорит он, — производит покаяние, которое ведет ко спасению без сожаления, тогда как мирская скорбь производит смерть» (2 Коринфянам 7:10).
Коринфяне пренебрегали дисциплиной тех, кто стремился дискредитировать и погубить Павла, поэтому, когда он писал свое предыдущее (и болезненное) письмо (см. 2 Коринфянам 2:2), он хотел, чтобы его слова огорчили их. Но он хотел, чтобы они испытали благочестивую скорбь: скорбь покаяния и надежды, скорбь, которая ведет к спасению, а не мелкую, эгоцентричную скорбь, которую так часто испытывают многие, даже атеисты, из-за последствий греха. Что апостол Павел хотел, чтобы произошло в нас, когда мы сталкиваемся со своим грехом?
И Коринфяне действительно хорошо скорбели. Павел подтверждает: «Посмотрите, какую серьезность произвела в вас эта благочестивая скорбь, но также и какое стремление очиститься, какое негодование, какой страх, какое стремление, какое рвение» (2 Коринфянам 7:11). Столкнувшись со своим грехом, они не только признали его и раскаялись в нем, но и наполнились свежим, трезвым, активным чувством реальности. Серьезное убеждение перед Богом породило более серьезную преданность Богу и более серьезную любовь к другим.
Обратите внимание, что это пробуждение, эта серьезность были посеяны суровым словом Павла. Упрек, каким бы неприятным он ни казался в данный момент, часто является приглашением от Бога к большему духовному здравомыслию и жизненной силе. И все же слишком часто вместо этого мы погружаемся в жалость к себе, пропускаем приглашение и теряем огонь.
Как может выглядеть стремление к серьезности? Слово снова появляется во 2 Петра 1:3-8 — «прилагайте все усилия, чтобы дополнить свою веру добродетелью, а добродетель знанием» и так далее. Можно было бы сказать: «Со всей искренностью дополняйте свою веру добродетелью…» В этих стихах Петр открывает нам окна в то, что отличает искреннего христианина.
Искренние последовательно живут и строят на более прочном фундаменте, с более высокими и благочестивыми приоритетами, опираясь при этом на богатство ресурсов, к которым так мало кто учится получать доступ.
Основы серьезности
Во-первых, серьезные люди необычайно надежны, потому что они живут и строят на более прочном фундаменте. Петр пишет: «[Бог] призвал нас к своей собственной славе и совершенству, посредством которых Он даровал нам Свои драгоценные и великие обетования, чтобы через них вы могли стать причастниками Божественной природы, избежав тления, которое есть в мире из-за греховного желания. Именно по этой причине прилагайте все усилия…» (2 Петра 1:3-4). Обратите внимание на убеждения, которые подпитывают эту серьезность:
— Сам Бог призвал нас к Своей славе и совершенству.
— Бог даровал нам все Свои драгоценные и великие обетования.
— Бог сделал нас причастниками божественной природы — своим Духом, Он теперь живет в нас и приспосабливает нас к себе.
— Бог избавил нас от тления этого мира.
Активное пробуждение к этим реальностям создает в душе серьезность и свободу. Они формируют фундамент под человеком, который удерживает его или ее от того, чтобы обстоятельства мира бросали нас из стороны в сторону. Они укрепляют и укрепляют нашу веру, чтобы мы могли видеть более ясно и действовать решительно в любви.
«Христианская серьезность — это постоянная и наполненная радостью интенсивность по отношению к Богу».
Частью стремления к серьезности является оценка почвы под нашими ногами. Действительно ли мы строим свою жизнь и служение на камнях, которые Бог положил перед нами во Христе? Находим ли мы опору, утро за утром, в самых важных реальностях мира, или мы стали озабочены всем остальным?
Направления серьезности
Однако в дополнение к безопасности и стабильности души нуждаются в руководстве. Если искренние прилагают все усилия, куда уходят все эти усилия? Многие работают усердно, с безграничной страстью, пока не выгорают, но в неправильных направлениях. Наполненная радостью интенсивность благочестивой серьезности, однако, согласовывает свои усилия с приоритетами небес.
Приложите все усилия, чтобы дополнить свою веру добродетелью, а добродетель — знанием, а знание — самообладанием, а самообладание — стойкостью, а стойкость — благочестием, а благочестие — братской привязанностью, а братскую привязанность — любовью. Ибо если эти качества являются вашими и возрастают, они удерживают вас от того, чтобы быть неэффективными или бесплодными в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Петра 1:5-8).
Часть того, что отличает искренних, заключается в том, как они тратят себя. Они посвящают себя духовным заботам больше, чем мирским, — и им это доставляет удовольствие.
Искренние не влюбились в этот нынешний мир (2 Тимофею 4:10), и поэтому они отказываются вкладывать свои лучшие силы в проходящие части этой жизни, которые кажутся такими насущными. Они ищут истину, как серебро. Они хотят, с Божьей помощью, обуздать свои желания и порывы. Они ценят благочестие превыше всего, чего могли бы достичь. Они не довольствуются лишь малой любовью, но хотят, чтобы их любовь «преисполнялась все большим и большим знанием и всяким различением» (Филиппийцам 1:9).
Источники серьезности
Когда искренние прилагают все усилия к вере, к стойкости, к святости, к любви, они не полагаются на свои собственные силы. Они переносят больше, чем большинство, и дольше, чем большинство людей, именно потому, что они полагаются на силу и благодать Другого. «Его божественная сила даровала нам все, что относится к жизни и благочестию, через познание Того, Кто призвал нас к своей собственной славе и совершенству, посредством чего Он даровал нам свои драгоценные и великие обетования» (2 Петра 1:3).
Когда дело доходит до жизни и благочестия, мы сами по себе беспомощны. Иисус говорит: «Без Меня вы ничего не можете сделать» (Иоанна 15:5). Если бы мы действительно верили этим семи словам, они разрешили бы огромное количество дисфункций в наших сердцах и отношениях. Но Бог не оставил нас одних. «Его божественная сила даровала нам все, что относится к жизни и благочестию». Через веру Бог берет наше «ничто» — нашу полную неспособность думать, чувствовать и действовать так, чтобы прославлять Его, — и Он дает нам все во Христе.
Приложите Все Усилия
Среди тех, кого вы знаете, есть те, кто, кажется, живет ближе всего к Иисусу? Чья жизнь последовательно проникает сквозь мирскую суету вокруг вас и сияет сверхъестественным качеством? Чьи слова и действия отмечены как настойчивостью, так и терпением, честолюбием и смирением, голодом и удовлетворенностью? Чьи беседы побуждают вас молиться, любить и расти больше?
Приложите все усилия, чтобы учиться, дружить и подражать таким святым. Их жизни — бесценное свидетельство и напоминание, а их дух товарищества бесценен в наш мелкий и рассеянный век. Нарушайте любой комфорт, который вы чувствуете. Просите Бога о благодати, чтобы преуспеть в серьезности. Аминь!
Автор статьи — Маршалл Сигал, штатный писатель, desiringGod.org