Когда членство в церкви в Соединенных Штатах впервые за 80 лет падает ниже 50 процентов, вы ожидаете реакции религиозных лидеров. До тех пор, пока Гэллап отслеживал цифры в 20 веке, членство в церквях, синагогах и мечетях колебалось около 70 процентов. Однако, начиная примерно с 2000 года, число членов стало быстро сокращаться, достигнув, наконец, 47 процентов в 2020 году. Тенденции говорят о том, что мы еще не достигли наименьшего процента.
В то же время тенденция в области образования, по-видимому, ведет в противоположном направлении. Две крупные работы последних пары лет раскрывают существенную роль христианства в формировании Запада.
Во-первых, Джозеф Хенрих, заведующий кафедрой эволюционной биологии человека в Гарвардском университете, утверждает, что христианство формирует саму нашу психологию. Это делало нас СТРАННЫМИ: западными, образованными, промышленно развитыми, богатыми и демократичными. Одна из главных причин: из-за того, что христианская церковь не позволяла родственникам вступать в брак, общество начало не одобрять клановые отношения. На их месте в Средние века возникли торговые гильдии, обезличенные рынки и университеты, а также другие основные западные отличия. Даже сегодня распространение христианства в Азии и Африке соответствует росту грамотности, так что последователи могут сами читать Библию.
Во-вторых, удостоенный наград историк Том Холланд в своей книге «Доминион» 2019 года описывает христианство как революцию, которая изменила мир. «Как получилось, что культ, вдохновленный казнью неизвестного преступника в давно исчезнувшей империи, стал оказывать такое преобразующее и длительное влияние на мир?» — спрашивает он. В повествовании Холланда церковь является жертвой собственного успеха. Возможно, членство в церкви сократилось из-за того, что христианство основательно наложило свой моральный отпечаток на мир за пределами церкви. Когда христиане в Гонконге защищают демократию или когда христиане в Индии борются с расизмом, основанным на кастах, они рассматриваются как действующие во имя всеобщего прогресса, а не просто христианского мировоззрения.
«Гениальность современного Запада в последние столетия заключалась в том, что он смог экспортировать свои глубоко христианские ценности, такие как права человека, понятие согласия — все это глубоко укоренилось в зародыше христианской истории и христианской теологии», — сказал мне Холланд. Ключевым примером может служить Всеобщая декларация прав человека 1948 года, которая во многом обязана христианским представлениям, но не упоминает Бога.
«Если бы они рассматривали их как христианские ценности, то они стали бы казаться более культурно обусловленными для людей в Индии или где бы то ни было», — сказал Холланд. «Если вы скажете, ну нет, они универсальны, тогда вы можете экспортировать их».
Другими словами, величайшим трюком, который Дьявол когда-либо проделывал с церковью, было убедить мир в том, что христианские верования универсальны.
Общая картина: Репутация христианства
Генрих и Холланд могут быть всемирно известны в своих областях, но признание христианства лучшим на Западе остается в общественном мнении трудным вопросом. Мои собственные наблюдения среди христиан и скептиков подтверждают этот вызов. Незадолго до президентских выборов 2016 года я встретился с группой студентов-христиан в Корнельском университете. Они пригласили меня в Итаку, чтобы поговорить об истории Религиозных Правых — не совсем мощная сила в их кампусе Лиги Плюща. Тем не менее, эта тема была актуальна из-за того, как христиане в отдаленных уголках Соединенных Штатов могут нанести ущерб своей репутации и миссии в северной части штата Нью-Иорк.
Я спросил этих студентов, что их одноклассники в первую очередь ассоциируют с христианством. Я не мог поверить их ответу. Но с тех пор я повторил этот вопрос перед аудиторией по всей стране. И каждый раз я слышу одно и то же.
Баптистская церковь Вестборо (изучите информацию в интернете) (краткая сводка — Баптистская церковь Вестборо — американская религиозная организация, известная своими враждебными публичными выступлениями против различных групп населения, особенно против гомосексуальных и трансгендерных людей, а также резкой критикой других религий, в том числе католицизма, православия, ислама, иудаизма».
Поэтому, сказал я с некоторым смущением, когда студенты одного из самых престижных университетов страны рассматривают крупнейшую в мире религию, они думают о разросшемся семейном культе в Топеке, штат Канзас.
Как такое может быть?
Для такой религии, как христианство, которая стремится убеждать, восприятие может диктовать реальность. Кто хочет присоединиться к движению, известному ненавистью и фанатизмом, вместо прав человека и согласия? И все же именно так христианство воспринимается многими сегодня, когда они видят кресты, поднятые во время терактов 6 января в Вашингтоне, округ Колумбия, и когда они узнают, что человек, устроивший стрельбу в Атланте 16 марта, был поднят на съезде Южных баптистов.
Этого достаточно, чтобы сделать некоторых из самых мудрых и зрелых христианских лидеров беспомощными после последних новостей. Энди Крауч рассказал мне, что в выходные после 6 января он лег спать в пятницу вечером в 6.30 вечера и встал с постели только за два часа до утра понедельника.
«Я был так опечален», — сказал он мне в подкасте, посвященном Евангелию. «Я чувствовал себя таким бессильным. Я чувствовал себя таким неудачником в формировании чего-либо в нашей стране».
Любой невежественный комментарий христианского лидера, не говоря уже об убийственном поступке члена церкви-изгоя, подтверждает рассказ об упадке. В этом медийном климате никакая рациональная защита христианства или отмеченный наградами том западной истории, вероятно, не изменит многих умов.
Так что, возможно, нам нужно думать поменьше.
Маленькая картинка: Христианство на земле
Несколько лет назад я начал присматриваться к тому, что делают нормальные христиане в своей повседневной жизни. Истории, которые мы с Сарой Зилстрой нашли, были очень обнадеживающими. (Мы собрали серию из них в нашей новой книге «Евангелие: Жизнь с непоколебимой надеждой в тревожный век»).
Мы встречали христиан, которые учат читать второклассников с низким доходом, христиан, которые открывают свои дома для приемных детей, и христиан, которые появляются после стихийных бедствий с горячей едой. Мы знаем христиан, которые подолгу работают в больницах в Африке, христиан, которые проводят программы для тех, кто борется с зависимостью, и христиан, которые переезжают в общины с недостаточными ресурсами.
Мы также знаем христиан, которые остаются в Нью-Иорке или Силиконовой долине, даже если это не самое удобное финансовое решение. Но христиане верят, что их вера призывает их любить своих ближних. И христиане стремятся к благу всех своих общин, а не только своих собственных церквей (Гал. 6:10).
Просто оставаясь на месте, или приглашая кого-то на ужин, или добровольно работая в центре для беременных, христиане не получают такого же внимания, как баптисты Вестборо. И, возможно, отсутствие положительного внимания средств массовой информации является одной из причин того, что церкви, которые мы посещаем, становятся все меньше.
Но на протяжении всей истории и во всем мире христиане приносят необычайные перемены с помощью обычных средств, таких как совместный ужин соседей за общим столом, забота о слабых и страдания с радостью, потому что они любят своих врагов. Когда христиане «повинуются истине» (Рим. 2:8), они напоминают нам, как на самом деле был завоеван Запад — в основном не с помощью споров, а с помощью любви в сплоченной общине. Сталкиваясь с сегодняшними вызовами, мы будем двигаться вперед — вместе — только тогда, когда вернемся к единственному Евангелию, которое спасает. Никакое зло не может победить нас, если мы решим не делать ничего, кроме добра (Рим 12:21).
Автор статьи — Коллин Хансен, вице-президент по контенту и главный редактор Евангельской коалиции. Он написал и внес свой вклад во многие книги, в том числе в Gospelbound: «Жизнь с решительной надеждой в тревожный век», и ведет подкаст Gospelbound.