Рецензия: на книгу «Правда о нас» Бранта Хансена
Я был пастором в нашей церкви всего месяц или два и до сих пор не проповедовал ничего провокационного. Как новый преподающий пастор, я подумал, что лучше всего написать несколько солидных проповедей, прежде чем говорить что-то пикантное; мы с паствой все еще узнавали друг друга.
Но потом мы начали серию по книге Притчей, и мне поручили проповедь о сексе.
В то воскресное утро, все события пошли по кривой линии. Придя в церковь, я неловко просмотрел слайды Священного Писания с молодой женщиной, вызвавшейся запустить компьютер, отрывки из Притчей 5-7 о «груди» и «опьянении»
Девушка-доброволец, сидевшая за компьютером, выглядела так, как будто ей было 10 лет, потому что так оно и было. И вот мне уже было неудобно, когда музыкальная команда начала свою первую песню, и мой новый сосед вошел в заднюю часть церкви и пошел вперед. Я поделился с ним Евангелием несколько дней назад, и он впервые посетил нашу церковь со своей девушкой. Они жили вместе и теперь сидели в первом ряду на проповеди о сексе.
Несколько дней спустя, когда мы обсуждали проповедь, наш другой пастор-учитель сказал мне, что я не проповедовал ничего плохого — в каком-то смысле все это было правдой. Проблема, сказал он, заключалась в моей робости по отношению к истине, даже в смущении, которое передало собравшимся, что, хотя Слово Божье может быть истинным, оно нехорошо для нас.
Правда о нас: очень хорошие новости о том, насколько мы плохи
— «Я не очень хороший человек».
Серьезно, кто это говорит? Практически все, от священников до заключенных, считают себя морально лучше среднего. Так зачем же менять свое мнение? Что хорошего может быть в том, чтобы признать, что большинство из нас гораздо более самодовольны, чем праведны?
В этой книге Брант Хансен приводит интересный и проницательный пример того, что мы можем найти большую свободу в признании того, что мы не такие уж замечательные. Это может помочь нам улучшить отношения, стать лучшими мыслителями и слушателями и даже сделать нас более веселыми.
В своем разговорном, увлекательном для чтения и восхитительно скромном стиле Хансен опирается на библейское понимание и работу всех, от уважаемых социальных психологов до комиков, чтобы показать, что чем скорее мы преодолеем себя и признаем правду, тем скорее мы будем свободны, жить более беззаботной, плодотворной, веселой жизнью. Потому что скромная жизнь — это действительно ваша лучшая жизнь (208 с.).
Прошлой весной крупные издательства выпустили две книги на одной неделе. Оба автора освещали сходные темы, но с разных точек зрения. Темой была антропология: кто мы как люди, и почему понимание нашей человечности имеет значение. Один автор придерживался библейской точки зрения, а другой, по большому счету, нет. Обе книги по-прежнему хорошо продаются.
Первая — это «Правда о нас» Бранта Хансена: очень хорошие новости о том, насколько мы плохи. Вторая — это «Ты чудо» Майка Макхарга (и «Боль в сердце»): объятие эмоций, привычек и тайн, которые делают тебя самим собой.
У авторов много общего, в том числе их обаятельный, юмористический стиль речи, будь то радио или подкаст. Книги также имеют общую почву. Но, как следует из субтитров, их дороги расходятся. В книге Хансена Евангелие Иисуса понимается как хорошая весть о нашем зле; Макхарг рассматривает наше принятие себя (и других) как хорошую весть.
Расходящиеся Дороги
Хансен — национальный синдицированный радиоведущий и защитник исцеления детей с исправимыми нарушениями через CURE International — открывает правду о нас письмом «Дорогие все», в котором просто говорится: «У всех нас есть серьезная проблема: все мы думаем, что мы хорошие люди. Но Иисус говорит, что это не так. С уважением, Брант П. Хансен / PS: Остальная часть книги — это PS».
А остальная часть книги — это постскриптум, 200 страниц, исследующие то, что Иисус говорит о нашей порочности и любви Спасителя к реальным, а не теоретическим грешникам. В классическом стиле Хансена самоуничижительных историй предостаточно. Но он также ступает по серьезной местности.
«Покаяние бывает революционным, трудным и противоречащим всем нашим инстинктам», — пишет он, потому что оно требует «обращения вспять всего психологического механизма», который хочет обвинить других. «Но если мы не покаемся, то никогда не почувствуем чистой радости прощения» (126).
Другими словами, чтобы войти в дверь истины, нужно смирение, чтобы признать свою дурность. Но только так мы познаем Бога, смысл креста и наше небесное усыновление.
Майк Макхарг — ведущий Ask Science Mike и cohost Of The Liturgists – подскастов с увлекательными научными дискуссиями, особенно о том, как работает человеческий мозг. Но книга — это больше, чем просто факты и цифры. Майк — талантливый рассказчик, который привлекает читателей своей увлекательной и прозрачной прозой, даже рассказывая нам о своей попытке самоубийства в подростковом возрасте.
Как и в своей первой книге «В поисках Бога в волнах», Макхарг отказывается принять тон разгневанного экс-евангелиста, слишком пресыщенного, чтобы оценить аспекты традиции, которую он теперь отвергает.
Мы можем начать видеть разницу между хорошими новостями Хансена и Макхарга в первой главе Макхарга:
«Если я проникну в глубины того, что наука открывает о моем уме и теле, это может привести меня к удивительному миру с самим собой… Это книга о том, что каждый из нас является чудом. Я хочу, чтобы вы отправились в путешествие, которое закончится тем, что однажды вы посмотрите в зеркало, и будите не в силах сдержать слез, потому что вместо того, чтобы увидеть кого-то, кто недостаточно высок, худ, молод или привлекателен, вы вместо этого увидите удивительное и особенное существо, достойное любви. Я хочу, чтобы ты увидел себя и испытал благоговейный трепет, потому что ты действительно потрясающий».
Христиане могли бы подтвердить многое из этого отрывка. Бог провозгласил свое творение «добрым», и небеса провозгласили Его славу, и все же только после того, как Бог сотворил мужчину и женщину по своему образу, Бог назвал творение «очень добрым». Таким образом, люди действительно, по словам Майка, являются чудом.
И все же акцент Майка на человеческом достоинстве заключает в себе разницу между этими двумя книгами. Первый обладает истинным Евангелием принятия Богом через дело Христа, в то время как второй отвергает это ради евангелия самопринятия. Неудивительно, что в конце книги Майк говорит: «Я христианин. Но я из тех, кого большинство американских христиан не назвали бы христианами» (177).
Наши сердца жаждут Евангелия и самопринятия, и мы будем покупать книги, которые провозглашают это. Но, как сказал Иисус фарисеям, Он пришел призвать не тех, кто считает себя здоровыми и праведными, но тех, кто знает свою болезнь и грех (Марка 2:17).
Прогрессивное христианство хотело бы отождествить евангелистов с фарисеями.
Греш Мейчен писал 100 лет назад: «Без убеждения в грехе невозможно оценить уникальность Иисуса… [и] без убеждения в грехе благая весть об искуплении кажется пустой сказкой» (Христианство и либерализм, 105-6). Между тем настоящее Евангелие позволяет нам стоять перед зеркалом, не в силах сдержать слез, потому что вместо того, чтобы видеть кого-то недостаточно высокого, худого, молодого или привлекательного, мы знаем, что Божья любовь утопила все наше не достоинство в океане благодати.
Иисус пришел призвать не тех, кто считает себя здоровыми и праведными, но тех, кто знает свои болезни и грехи.
В то воскресенье я проповедовал о сексе, как новый пастор, и Бог научил меня большему за одну проповедь, чем за год проповедей. В тот день у нас был церковный пикник, и я признался зрелому христианину в некоторых причинах, почему я так робел перед истиной. Он посмотрел на меня и сказал: «Просто помни, правда всегда положительна.
В тот день, когда истина о том, что грешники нуждаются в Спасителе, может показаться устаревшей, как если бы библейская антропология была одним из аспектов раз навсегда оставленного Евангелия, христианам, возможно, придется удвоить плохие новости, чтобы оценить хорошие.
Автор статьи — Бенджамин Врбичек, пастор-преподаватель в Community Evangelical Free Church в Гаррисбурге, штат Пенсильвания и главный редактор журнала «Ученичество, ориентированное на Евангелие».