Мы живем в мире, где все «новое» быстро изживает себя. Новые автомобили царапаются и ржавеют, их модели выходят из моды. Новая обувь изнашивается. Свежий хлеб черствеет. Даже смартфоны, которыми мы пользуемся сейчас, устареют буквально через несколько лет. Новые игрушки в конечном итоге отправляются в ящик для пожертвований или мусорный бак. Потребители снова и снова требуют модернизации товаров, прекрасно понимая, что самая трендовая модель все равно скоро потеряет свое очарование. Тем не менее, мы приобретаем страховку и расширенные гарантии, чтобы защитить наши инвестиции и уберечься от потерь.
Священное Писание предлагает трезвую оценку нашего мира и нашей жизни вне Эдема: моль и ржавчина разрушают наши вещи, воры их крадут, организм сам подвержен разложению, мы прах и в прах возвращаемся (Бытие 3:19; Псалом 90:3; Екклесиаст 3:20; Матфея 6:19; Римлянам 8:21). Однако, согласно Божьему обетованию, мы также «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2-е Петра 3:13).
В кульминации пророк Иоанн видит «новое небо и новую землю» и «новый Иерусалим» и слышит, как Всемогущий Бог говорит: «Вот, Я создаю все новое» (Откровение 21:1-5). Эти утверждения почерпнуты из источников ветхозаветных пророчеств, таких как Исайя 43:18-19 и 65:17-19. Откровение не объясняет подробно, как старые небо и земля уступят место новым; вместо этого пророчество фокусируется на намерении Бога обновить, реставрировать и исправить все ветхое.
Обратите внимание, что Бог не просто создает новые вещи, чтобы заменить старое, сломанное и устаревшее; Он создает возможность старому стать новым. Это обещанное обновление превосходит временную новизну, существующую сегодня. Для нас откроется новый вид вечности, когда ничего не ломается и не изнашивается.
Никаких проблем
Четырехкратный акцент на «новом» в Откровении 21:1-5 контрастирует с тем, «что прошло и чего больше не будет». Прошлые беды — это смерть, скорбь, плач и боль (21:4), которые человечество получило после того, как грех и смерть вошли в мир в 3 главе Книги Бытия. Но исполнятся ветхозаветные обетования, такие как Исаия 25:8: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь».
Никакого проклятия
Более того, в новом творении «ничего уже не будет проклятого» (Откровение 22:3). Этот отрывок отсылает к Захарии 14:11: «И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно». Захария 14:9-12 подчеркивает безопасность Божьего народа, когда Господь является Царем всей земли и поражает врагов. Книга Откровение тесно связывает снятие проклятия с возвращением верующих к древу жизни, которое означает вечную жизнь с Богом. Листья дерева обеспечивают «исцеление народов», которые будут ходить под светом Агнца и приносить свое великолепие в святой город (Откровение 21:24; 22:2; Исаия 60:3; Захария 14:16). В новом Иерусалиме не будет проклятия, потому что Бог полностью изменит бедственное положение человечества с тех пор, как мы погрузились в грех.
Никакой угрозы
Наконец, пророк подчеркивает отсутствие «моря» и «ночи» в новом сотворении мира (Откровение 21:1; 22:5). В отличие от уходящих смерти, слез и проклятий море и ночь присутствуют в первоначальном сотворенном Богом мире(Бытие 1:5, 10). Однако в книге Откровение море уже ассоциируется со злой силой и безбожием. Дьявол обрушивает свой безграничный гнев на землю и море, которые в совокупности представляют первоначальный мир (Откровение 12:12).
Упоминание Иоанном моря может также отсылать нас к Исходу, когда Господь разделил воды, позволив народу Израиля безопасно пройти к Святой земле, а затем сбросил египетскую армию в море (Исход 14:22, 27). Отсутствие моря в новом мире означает, что Бог, наконец, устранит все угрозы перед искупленным народом.
Никакой ночи
Священное Писание ассоциирует «ночь» с тьмой, плачем, грехом и судом. Например, Бог послал густую тьму на Египет и сделал мрачным царство зверя (Исход 10:21-22; Откровение 16:10), и когда Иисуса распяли, свершилось предсказание, что по всей земле будет царить тьма (Марка 15:33). В видении Иоанна о новом мире нет ночи, потому что ослепительная слава Бога и Агнца настолько осветит Новый Иерусалим, что не потребуется никаких других источников света, включая солнце (Откровение 21:23; 22:5; ср. Исаия 60:19). Более того, городские ворота останутся открытыми, что свидетельствует о всеобъемлющей безопасности, поскольку на земле не останется зла, которое могло бы угрожать Божьему народу под покровом темноты (Откровение 21:25; Исаия 60:11).
Бог с нами
В основе надежды людей на жизнь в новом мире находится присутствие Бога и святых. Весь Ветхий Завет пронизан обещанием Бога не покидать Израиль.
Например, «и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Левит 26:11-12), «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иезекииль 37:27).
Откровение 21:3 возвещает об исполнении этого обетования: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Фраза «его народы» (множественное число) отличается от обычного упоминания Божьего «народа» (в единственном числе). Возможно, это отражение пророчества, описанного в Книге Захарии 2:11-12: «И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Тогда Господь возьмет во владение Иуду, Свой удел на святой земле, и снова изберет Иерусалим».
Суть в том, что Бог будет находиться среди представителей всех народов, которые искуплены и очищены кровью Агнца, чтобы вечно возвещать Его хвалу (Откровение 5:9).
Откровение 21:9-27 описывает славный новый Иерусалим как место искупленного Божьего народа — суженого Агнцу — и как вечный город-храм, место, где Бог живет рядом со Своим народом. Это видение исполняет ветхозаветные пророчества о славе искупленного Сиона (Исаия 60) и Божьем храме последнего времени (Иезекииль 40-48).
В Своем новом творении Бог будет вечно пребывать среди народа (Откровение 21:3; 22:1-5). Отец и Агнец благословят святых вечной жизнью и непрерывным светом. Все препятствия на пути к совершенному общению между Богом и Его народом будут устранены, и мы будем созерцать Его лик и вечно поклоняться Ему.
Каким будет прекрасное будущее
Описанный мир оправдывает наше стремление к окончательному спасению от последствий первородного греха, к вечному домашнему покою в Святой земле и к призванию проповедников прославлять Бога. Картина обновленного мира, представленная в Откровении, поистине завораживает не золотыми улицами или стенами в драгоценных камнях, а тем, что у нас будет «единственное», к чему всегда стремились верующие: пребывание в славном присутствии Бога, созерцание Его красоты и поиск Его в храме, которым станет новый Иерусалим (Псалом 27:4).
Мы жаждем увидеть, как придет Царство Божье и исполнится Его воля как на земле, так и на небесах (Матфея 6:10). Мы жаждем спасения наших тел и обновления нашего мира (Римлянам 8:21-23). Откровение вселяет уверенность в наши уставшие сердца твердым Божьим обещанием: «Я создам все новое». Новый вечный мир, где нет греха или печали, смерти или тления.
Бог, несомненно, сотворит все новое, и Он уже начал работу по созиданию этого нового мира в Своем народе: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2-е Коринфянам 5:17). Обновление сердец и жизней народа Божьего становится сигналом о грядущем преображении всего сущего. Господь, приведи нас ко дню, когда наша вера станет видимой.
Автор статьи — Брайан Табб, декан Вифлеемского колледжа и семинарии.