Согласно отчету Business Insider, Леброн Джеймс (американский баскетболист, играющий на позициях лёгкого и тяжёлого форварда за команду Национальной баскетбольной ассоциации «Лос-Анджелес Лейкерс»), ежегодно тратит около 1,5 миллиона долларов на уход за своим телом — эти инвестиции окупились карьерой суперзвезды.
Что, если бы пастора были готовы потратить значительные усилия на заботу о своих душах?
В моем пасторском служении (и в моих недавних докторских исследованиях) Теория семейных систем Боуэна (BFST) помогла мне понять удивительную важность инвестирования в себя для руководства служением.
Относительная природа лидерства
Любой, кто пытался возглавить служение, знает, что нет быстрых или простых решений. Руководить людьми трудно. Большинство проблем возникают из-за переплетения взаимосвязей — отношений между Богом, церковью и ее лидерами. Управление этими отношениями часто является решающим фактором в хорошем лидерстве.
В своей основе BFST дает представление о напряженности отношений, которую испытывал каждый лидер. Это напряжение, которое BFST называет «тревогой», возникает в каждой группе и, как правило, ведет людей в одном из двух нездоровых направлений: перед лицом конфликта они либо эмоционально сливаются с другими в попытке поладить, либо уходят и отсекают их. Любой из подходов приводит к волнообразному эффекту в других отношениях внутри группы. Конфликт и тревога порождают еще больше конфликтов и тревог.
Почему «самость» имеет значение
То как лидер управляет тревогой, оказывает огромное влияние на организацию.
Признавая эту динамику, Мюррей Боуэн, основоположник BFST, сообщил, что настоящее лидерство требует «лидера, обладающего мужеством, чтобы определить себя». Он посоветовал лидерам вместо того, чтобы сосредотачиваться на других, чтобы облегчить беспокойство по поводу отношений, начать с того, чтобы сначала справиться с тревогой внутри себя. Способность лидера вступать в отношения без беспокойства является отправной точкой для здоровья в рамках организации.
Лидеры, которые не страдают от тревоги, основываются на том, кто они есть, и могут оставаться спокойными, вовлеченными и даже вызывающими, несмотря на потенциальную оппозицию. Точно так же, как тревога порождает тревогу, здоровые лидеры могут воспроизводить здоровую динамику просто своим присутствием.
Развивайте свое самоощущение
Беззаботное лидерство дается нелегко. Но, стремясь к эмоциональному и духовному здоровью, руководители служений могут развивать здоровое чувство собственного «я». Во 2 Тимофею 2:5 Павел сравнивает пасторский призыв своего протеже с призывом спортсмена. Спортсмены, которые плохо тренируются или плохо питаются, также плохо играют, и руководители служений, которые не тратят время и усилия на то, чтобы быть эмоционально здоровыми и духовно сытыми, тоже не будут преуспевать.
Здоровые лидеры сосредоточат свое внимание на изменении самих себя, а не на окружающих их людях, которых они не могут контролировать. Они разработают четкое видение и цель для себя; это, в свою очередь, передастся остальной части церкви, обеспечивая аналогичную ясность, цель и целостность для организации. И по мере того, как они будут это делать, сообщества, в которых участвуют эти лидеры, также будут двигаться в направлении оздоровления.
При делегировании задач здоровые лидеры будут задавать себе определяющие вопросы, такие как: Каковы основные вещи, которые могу сделать только я? и почему я не делаю только это? Отвечая на эти вопросы, они будут работать над тем, чтобы прояснить себя и помочь другим сделать то же самое.
Во всех этих усилиях по прояснению чувства собственного достоинства основополагающими практиками являются консультации у душепопечителей, регулярные физические упражнения и дисциплинирующая рутина молитвы и чтения Библии. Поступая таким образом, они готовят себя к тяжелой работе по пасторству Божьего народа.
Преимущества здорового лидерства
Способность лидеров слышать тревогу других, не теряя чувства собственного достоинства, имеет решающее значение. Подобно Румпельштильцхену, превращающему солому в золото, Бог берет обычные элементы жизни этих лидеров — их присутствие и характер — и использует их для создания вещей вечной ценности в сообществах вокруг них.
Христианское лидерство, интегрирующее принципы BFST, признает, что Божьему народу нужны лидеры не только для того, чтобы говорить им, что делать, но и для того, чтобы показать им, как жить. Такие добродетели, как святость, смирение, терпение и любовь, являются работой Духа. Но они обычно встречаются в сообществах, где лидеры моделируют те же самые характеристики вовлеченным и не тревожным способом.
В особенно тревожный момент нашей культуры давайте помолимся, чтобы больше лидеров пребывали в этой мудрости.
Автор статьи — Саймон Стоук