Двумя выборами, которые действительно оправдывают звание «самых противоречивых в истории США» утверждения, были выборы 1860 и 1864 годов. «Выборы 1860 года раскололи нацию на враждующие лагеря», — пишет историк Давид Ошинский, — «в то время как выборы 1864 года произошли в самые мрачные моменты нашей национальной истории».
Даже если это не совсем 1864 год, наш нынешний политический климат, кажется, сломанным безвозвратно. Как Авраам Линкольн, победитель выборов 1860 и 1864 годов и президент во время Гражданской войны, пытался исцелить расколотую и разочарованную нацию? Он созвал всех американцев к столу в честь Дня благодарения.
Провозглашение благодарения
Хотя Плимутские паломники создали американскую традицию Благодарения в 1621 году, именно Линкольн первым назначил национальный праздник для благодарения. Он сделал это 3 октября 1863 года со своим «воззванием благодарения», в то время как нация была в опустошении войны. «Поэтому я приглашаю моих сограждан во всех частях Соединенных Штатов» — заявил он, — «выделить и отметить последний четверг ноября следующего года как День Благодарения и хвалы нашему благодетельному Отцу, живущему на Небесах». Он также призвал американцев молиться, каяться и искать Бога во время благодарственной трапезы: «и я рекомендую вам, чтобы, воздавая должное Ему за такие исключительные избавления и благословения, вы также делали это со смиренным раскаянием за нашу национальную порочность и непослушание… И горячо молили о вмешательстве Всемогущей руки, чтобы исцелить раны нации и восстановить ее, как только это будет соответствовать Божественным целям, к полному наслаждению миром, гармонией, спокойствием и единением».
Линкольн представлял себе, как единство строится за трапезой, в центре которой – на первом месте благодарность. Возможно, он взял пример с Первого Президента Америки — Джорджа Вашингтона. 3 октября 1789 года, когда Америка была жестоко расколота из-за недавно ратифицированной Конституции, Вашингтон рекомендовал праздновать День Благодарения, «воздавая Ему [Богу] нашу искреннюю и смиренную благодарность». Вашингтон и Линкольн, оба были мудрыми и опытными президентами военного времени, и знали, что единство придет не через сосредоточение на фронтах сражений, а через сосредоточение на Боге — Его незаслуженных милостях и благословениях, которые объединяют людей вокруг общей благодати.
Подобно Вашингтону, Линкольн надеялся, что объединяющий эффект благодарственной трапезы поможет залечить раны глубоко разделенной нации. В то время, как сегодняшняя Америка явно не исцелилась от всех ран — будь то застарелых или недавних — благодарственная трапеза была источником исцеления для многих за последние 150 лет. День, потраченный на то, чтобы собраться всей семьей за уютным столом с индейкой, клюквенным соусом и тыквенным пирогом, чтобы вспомнить и поблагодарить за незаслуженные благословения, заставил сердца смягчиться, споры прекратиться (по крайней мере временно), а иногда даже измениться перспективам.
Одна из причин, почему трапезы и собрания за общими столами часто являются местами мира, исцеления и примирения, заключается в том, что они оказывают выравнивающий эффект. Какими бы ни были наши различия, мы все можем наслаждаться вкусной едой. И мы все можем быть благодарны за изобилие пищи перед нами, что ни в коем случае не является данностью для многих в мире. В мире цинизма, усталости и забвения праздники объединяют нас вокруг радости, отдыха и воспоминаний.
Вместе вокруг стола (Причастие)
В конечном счете, благодарение должно указать нам на великое исцеление и истинно объединяющую трапезу причастия. За столом причастия мы празднуем победу Иисуса над источником всех разногласий — грехом и Сатаной (Еф. 2:16; Рим. 8:38-39; Кол. 2:14-15). За столом причастия мы помним, что наше исцеление и целостность происходят от воспоминания о сокрушенном теле Иисуса на кресте. За столом причастия мы вспоминаем нашу величайшую причину благодарности – смерть Иисуса за наши грехи, чтобы мы могли соединиться с Ним и друг с другом.
Никакая еда сама по себе не обладает силой примирения. И это не просто акт благодарности, который исцеляет наши раны. Это все о том, Кого мы благодарим, о том, во Имя Кого мы молимся перед тем, как передать кусочек вкусной индейки.
Линкольн знал, и мы тоже обязаны знать, что в моменты глубокого разделения мы должны обращаться к «милосердному Отцу» и Дарителю всех имеющихся благ. Только Он способен залечить раны разбитых семей, враждующих наций и разделенных миров.