Общественное служение Иисуса было в основном сосредоточено на служении Его собратьям-евреям. Но снова и снова Он восхваляет в Писании веру тех, кто не принадлежит к еврейской пастве. Он восхваляет веру римского сотника (Мф. 8:5-13) и сирофиникийки (Мф. 15:21-28). Когда Он исцеляет 10 прокаженных, единственный, кто возвращается, чтобы поблагодарить Его, — это самарянин, веру которого Иисус хвалит (Луки 17:11-19). И после своего воскресения Иисус провозглашает: «Дана мне всякая власть на небе и на земле» и говорит своим последователям: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:18-20).
Иисус был тем, через Кого все было сотворено (Иоанна 1:3). Он создал каждый этнос, и Он призывает к себе людей из каждого племени, языка и нации. Столетия колониализма заставили многих людей думать, что первые чернокожие христиане появились, когда европейские миссионеры отправились в Африку. Но если мы обратимся к Библии, то обнаружим, что первые люди темнокожего этноса пришли ко Христу в Первый день церкви.
Первые темнокожие христиане
Когда Дух изливался в Пятидесятницу, апостолы проповедовали людям «из всех народов под небом», в том числе из современных Ирана, Ирака, Турции, Египта и Ливии (Деяния 2:5-11). Три тысячи человек пришли ко Христу. Это день рождения церкви. В этот день жители Ближнего Востока, африканцы и европейцы начали вместе поклоняться Иисусу.
Эти первые христиане посвятили себя учению апостолов, общению, преломлению хлеба и молитве. Они продавали свое имущество и делились деньгами со всеми, кто в них нуждался. Они вместе поклонялись и вместе ели в домах друг друга (Деяния 2:42-47). Это было не просто собрание в одной и той же церкви по воскресеньям. Это была совместная жизнь. Но Библия не просто сканирует многонациональную толпу, она также увеличивает масштаб и ценность отдельных лиц.
В Деяниях 8 главе, ангел Господень посылает Филиппа к высокообразованному эфиопу, который сидит в своей колеснице и читает Послание от Исаии 53 главу. Этот отрывок ниспровергает все современные стереотипы. В представлениях, которые пытались оправдать рабство и сегрегацию в Америке, темнокожие люди неоднократно изображались как морально, духовно и интеллектуально неполноценные. Но этот рассказ о первом известном темнокожем христианине насаживает эти идеи на вертел.
В мире, где мало кто был грамотным, этот человек читает Слово Божье. Столь же смиренный, сколь и ученый, эфиоп охотно приветствует Филиппа. Начиная с описания страдающего раба в Исаии 53, Филипп сообщает ему «благую весть об Иисусе» (Деяния 8:35). Как только они находят воду, этот человек просит креститься (Деяния 8:36). Его энтузиазм соскакивает со страницы.
Лука рассказывает три детали об эфиопе, в дополнение к его этнической принадлежности. Во-первых, Лука говорит нам, что он был евнухом. Во-вторых, он был придворным чиновником Кандики, царицы Эфиопов, ответственным за все ее сокровища. В-третьих, что он пришел в Иерусалим для поклонения Иисусу (Деяния 8:27).
Этот человек был одновременно и власть имеющим, и маргиналом. Он пользовался большим авторитетом и доверием. Но он также был евнухом, который был кастрирован в детстве и, вероятно, был техническим рабом. Он уже поклонялся Богу, но еще не встретил Иисуса.
Если мы прочитаем Исаию 53 главу в правильном контексте, то обнаружим, что это идеальная точка входа для этого человека. Мы видим страдающего раба Божьего, пронзенного за наши прегрешения, презираемого и отвергаемого людьми, достигающего победы через боль. И далее в пророчестве Исайи, мы видим конкретные обещания иностранцам и евнухам, которые верят в Господа.
В Деяниях 8 главе мы видим не просто одного темнокожего христианина, чья жизнь так много значила для Бога, что ангел послал апостола помочь ему в изучении Библии. Мы также видим преемственность между Ветхим Заветом и Новым, поскольку Божьи обетования иностранцам, которые доверяют Ему, воплощены во плоти. Мы видим надежду для тех, чьи тела были осквернены, и для тех, кто не может иметь детей. И мы видим темнокожего человека, идущего своим путем, радующегося, потому что у него была новая жизнь в Иисусе Христе (Деяния 8:39).
Многонациональное сердцебиение Нового Завета
По мере развития истории новорожденной церкви мы слышим биение ее многонационального сердца. Церковь расцветает от своих еврейских корней и включает в себя все больше и больше разных национальностей. Последователи Иисуса впервые были названы христианами в Антиохии, развалины которой лежат в Турции (Деяния 11:26).
Поскольку мы все жители разных земель, нам труднее осознать, как расовые и этнические стены разрушаются евангельским посланием. Но именно это и происходит. Павел писал первым христианам в Турции: «Здесь нет грека и иудея, обрезанного и необрезанного, варвара, скифа, раба, свободного; но Христос есть все и во всем» (Кол. 3:11).
Разделение между евреями и не евреями глубоко укоренилось в еврейском сознании, и Павел говорит о нем двояко: еврей против грека и обрезанный против необрезанного. Он также разрушает разделение на рабов в культуре, которая считала рабство нормальным и в которой, по крайней мере, один человек из трех был порабощен.
В отличие от рабства в Америке, рабство первого века в значительной степени не было расовым, поэтому это не было комментарием к этнической принадлежности. Но Павел также говорит о расовых и культурных различиях, когда упоминает варваров и скифов. Эти термины для нас почти ничего не значат. В новостях мы не слышим о варварских переселенцах или скифских беженцах.
Но сегодня, обращаясь ко всему миру, Павел мог бы сказать о церкви: «Здесь нет ни темнокожих, ни белых, ни азиатов, ни латиноамериканцев, ни богатых, ни бедных, ни иммигрантов, ни уроженцев, но Христос есть все и во всем».
Любовь через расовые различия — это не просто современный, прогрессивный идеал. Все началось с библейского идеала. Межрасовая любовь — это часть нашего наследия во Христе. Когда мы отказываемся от общения, из-за расовых и культурных различий, мы разрываем прекрасное тело Иисуса на части.
Автор статьи — Ребекка Маклафлин, доктор философии в Кембриджском университете и теолог в Лондонской семинарии Оук-Хилл. Постоянный автор Евангелической коалиции и автор книги «Противостояние христианству: 12 трудных вопросов для крупнейшей религии мира» (Crossway, 2019).