Вы, вероятно, знакомы с концепцией принятия причастия в виде хлеба и вина (или виноградного сока). Эта практика распространена в христианских церквях, поскольку она следует заповеди, данной нам Иисусом.
Но знаете ли вы, что эти два основных элемента, хлеб и вино, были частью еврейского праздника, который Иисус праздновал, когда жил на земле? Именно поэтому, так необходимо исследовать истоки этого священного обряда, чтобы полностью понять его значение.
Смысл Причастия
Проще говоря, причастие — это акт или время участия в интимном общении. Мы не можем естественно ассоциировать эти слова с общением, но фактическими синонимами для общения являются близость и единство. Что имеет больше смысла, если рассматривать его в библейском контексте. Причастие — это священное время общения с Богом, когда верующие вспоминают о жертве Иисуса на кресте.
В это уникальное время поклонения верующие поминают смерть Господа молитвой. Это сопровождается вкушением небольшого кусочка хлеба и глотком вина (или виноградного сока).
Цель причастия, как однажды, в своей проповеди сказал пастор и богослов Джон Пайпер – «получить от Христа пищу и силу, надежду и радость».
Что говорит Писание о Причастии?
В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки говорится, что Иисус установил общение во время празднования Пасхи со своими учениками. Позже это упоминание повторяется и его смысл расширяется Павлом в 1 Коринфянам 10 и 11 главах.
«Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил его, дал ученикам и сказал: «Возьмите, ешьте; сие есть тело мое за вас ломимое». И, взяв чашу и возблагодарив, Он подал ее им, говоря: «Пейте из нее все, ибо это кровь моя завета, которая изливается за многих для прощения грехов»» — (Матфея 26:26-28).
Наставления Павла в 1 Коринфянам 10 и 11 главах считаются основным библейским текстом о причастии. В нем говорится о том, как верующие должны подходить к причастному столу.
«Поэтому всякий, кто ест хлеб или пьет чашу Господню недостойным образом, будет виновен в отношении тела и крови Господа. Итак, пусть человек исследует себя и таким образом ест хлеб и пьет из чаши. Ибо всякий, кто ест и пьет, не различая тела, ест и пьет, совершая суд над самим собой» — (1-е Коринфянам 11:27-29).
Причастие являлось часть плана Бога за тысячи лет до слов Иисуса в Евангелии от Матфея 26 главе. И народ Израиля был хорошо знаком с необходимостью пролития крови для искупления греха. Жизнь животного искупляла жизни грешников, открывая путь для прощения грехов.
В Послании к Евреям 9:22 говорится, что прощение приходит только через излияние крови.
«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» — (2 Коринфянам 5:21).
Иисус намеренно ссылался на хорошо известную модель жертвоприношения, когда устанавливал причастие. Далее он устанавливает связь, делая это во время празднования Пасхи. Преломление хлеба (мацы) и употребление вина на Пасху служат ключевыми напоминаниями об освобождении Израиля от Египта.
Иисус соединил эти знакомые элементы Седера со своей смертью и установлением Нового Завета. Теперь Пасхальный седер не только напоминает нам о Божьей верности в спасении Израиля от физического рабства в Египте, но в избавления от греха для тех, кто уповает на Его Сына.
Учитывая общие элементы, хлеб и вино, верующие могут задаться вопросом о связи между причастием и шабатом.
Хотя между понятиями «Святое причастие» и «Евхаристия» существует четкая связь, присутствуют и различия.
Слово Евхаристия, существительное, происходит от греческого слова eukharistia. Евхаристия — это слово, которое Католическая церковь использует для обозначения хлеба и вина, полагая, что они являются Телом и Кровью Иисуса. В Ранней Церкви слово выражало «благодарение», как мы видим в Евангелии от Матфея 26:27.
«И когда Он взял чашу и возблагодарил (евхаристия), Он дал ее им, говоря: «Пейте из нее все» (Матфея 26: 27).
С другой стороны, термин «причастие» — это глагол. Поскольку то, что мы делаем в процессе принятия причастия — это «общение с Богом» или пребывание «в общении с верующими». Павел использует греческое слово «коиноя» в 1 Коринфянам 10:16-17.
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение (коиноя) Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» — (1-е Коринфянам 10:16-17).
Итак, Святое Причастие и Евхаристия — это ссылки на одно и то же таинство, то есть, воссоздание. Это то, что Иисус открыл во время Своей последней трапезы на земле – во время «Тайной вечери».
Значение Тайной вечери
Эта последняя трапеза, которую Иисус делит со Своими учениками, примечательна тем, что она говорит о том значении, которое Иисус придавал общению. Он подчеркивал необходимость собираться вместе, наслаждаться трапезой и служить другим верующим.
Она фокусирует наши сердца на будущем, на Его возвращении на эту землю и установлении Его Царства навеки.
Те, кто ест и пьет достойным образом, вкушают тело и кровь Христа не физически, но духовно; в этом они верой питаются благами, которые Он получил через Свою смерть, и таким образом возрастают в благодати.
Может быть, когда верующие принимают элементы причастия физически, они также участвуем в смерти Иисуса духовным образом?
Джон Пайпер формулирует это так: «Верой, уповая на все, чем Бог является для нас в Иисусе, мы питаем себя теми благами, которые Иисус получил для нас, когда Он истекал кровью и умер на кресте».
Он сделал возможным для нас обрести мир и правильное положение перед Богом. Иисус дал возможность жить в свободе и не бояться, иметь надежду на будущее. Он принес избавление от болезней и недугов, мудрость, чтобы ходить во свете и иметь уверенность.
Это таинство является одним из празднеств, а также одним из духовных покровов.
Символизм и элементы причастия
Есть два физических элемента причастия: хлеб (часто пресная маца) и вино (иногда виноградный сок).
Хлеб, используемый для причастия, означает тело Иисуса, которое было преломлено за нас. Он взял на себя все грехи, беззакония, восстания, болезни, скорби и стыд. Вино (или виноградный сок) символизирует Его кровь, пролитую для установления Нового Завета. Она принесла прощение грехов и отделила нас для святости.
Эти две части стали элементами причастия, потому что это те же самые элементы, которые Иисус взял с Пасхального стола. И в первую ночь Пасхи Он открыл таинство Вечери Господней для нас, верующих.
Автор статьи — Авитал Сноумарч