Пристальное внимание императора к христианству помогло проложить путь свободе веры и Евангелию, которыми мы наслаждаемся сегодня на Западе.
В этом году тысяча семнадцать столетий назад Константин победил своего соимператора Лициния, положив конец серии гражданских войн и консолидировав власть в качестве единственного императора Рима. В то время христиане видели в поражении старых языческих обычаев триумф нового христианского видения Рима.
Обращение Константина к христианству началось еще до того, как он отказался от римского язычества. Его детей воспитывал Лактанций, христианин, который выступал против принудительного поклонения и выступал за религиозную свободу до тех пор, пока религиозная практика не нарушала общественный порядок. Спустя годы, в 312 году, когда Константин отправился на поле боя, он заявил, что видел символ Христа со словами на нём: «этим знаком ты победишь». Он приказал своим солдатам нарисовать этот символ на своих щитах. Константин выиграл битву и принял христианство. В следующем году он издал Миланский эдикт, провозгласивший религиозную свободу по всей Империи в условиях, которым Константин научился у Лактанция.
Константин был противоречивой фигурой на протяжении всей истории Церкви. И подлинность его обращения, и его влияние на Церковь постоянно подвергались сомнению и тщательному изучению. Многие думают, что действия Константина по сближению Церкви и империи поставили Евангелие под угрозу. Часто эти аргументы основаны на непонимании того, что сделал Константин, и не учитывают того, что последовало за легализацией христианства.
Миланский эдикт легализовал христианство наряду с другими религиями. Он не провозгласил христианство официальной имперской религией. Хотя продвижение христианства Константином сделало его более популярным, оно не называлось императорской религией до императора Феодосия I в 380 году. Даже тогда Феодосий не подавлял язычество.
Несмотря на то, что вы, возможно, читали в Интернете или видели в фильме «Код да Винчи», Константин не диктовал церкви доктрины вероучения. Когда он созвал Никейский собор в 325 году для решения вопроса о природе Христа, спора, грозившего расколоть Церковь, он выполнял традиционную функцию римских императоров, которые часто выступали посредниками в религиозных конфликтах.
Несмотря на утверждения об обратном, ни Константин, ни Никейский собор не имели никакого отношения к формированию канона Священного Писания. Константин не контролировал дискуссию в Никее и не диктовал ее исход. И даже если бы он попытался это сделать, скорее всего, у него это не получилось бы: многие епископы, присутствовавшие на соборе, подверглись пыткам со стороны его предшественника, Диоклетиана. Если они тогда не отступили от своей веры, глупо предполагать, что они сделали бы это из-за Константина.
Самым прямым результатом обращения Константина стало прекращение гонений, пыток и казней христиан. Конечно, это приветствовалось христианами того времени, но кроме того следует признать это событие историческим благом.
Миланский эдикт также способствовал христианской евангелизации. До Константина Евангелие распространилось в Индию, Армению и Персию, а затем к началу 600-х годов из Персии через Среднюю Азию в Китай. Легализация христианства привела к основанию церквей по всей Римской империи и отправке миссионеров в регионы за пределами империи. Святой Патрик был романизированным британцем, который принес Евангелие в Ирландию. В пятом веке сирийский христианин по имени Фрументий обратил в веру царя Аксума в современной Эфиопии. Вместе они евангелизировали это королевство. Кирилл и Мефодий принесли Евангелие славянам Центральной и Восточной Европы в девятом веке. Евангелизацию этих регионов можно проследить и отнести к действиям Константина.
Конечно, легализация христианства привела к перетягиванию каната Церковью и государством. Поскольку эта вера веками существовала как незаконная и спорадически преследуемая религия меньшинства, Церковь привыкла функционировать полностью независимо от государства. С появлением Константина возникли новые вопросы, например, что собственно принадлежит кесарю, а что Богу?
Этот вопрос сегодня остается центральным вопросом западной политической мысли. Даже принимая во внимание исторические трудности, возникшие в результате его обращения к христианству, мы можем благодарить Бога за то, что Константин утвердил свободу вероисповедания и проповеди Евангелие.
Соавтором этой статьи является доктор Гленн Саншайн.