Досуг — это ключ к всестороннему, обоснованному и восхитительному человеческому опыту.
Редко упоминаемый, но широко распространенный миф нашего «информационного века» заключается в том, что доступ к информации — это то же самое, что и знание или, что еще хуже, мудрость . Во-вторых, время, не потраченное на доступ к информации, воспринимается, как потраченное впустую, возможно, даже аморально.
Это объясняет, по крайней мере, частично, то, на что сегодня идут люди, чтобы избежать скуки. Даже короткие 30-секундные перерывы на красный свет светофора заставляют нас хвататься за телефоны. Большинству из нас некомфортно, когда «нечего делать» даже на мгновение. Однако бесконечное стремление чувствовать себя «продуктивным» или, по крайней мере, «информированным», не приносит удовлетворения. В новой книге под названием «Почему скука имеет значение» профессор Кевин Худ Гэри предлагает решение этой проблемы, которое он резюмирует в подзаголовке: «Образование, досуг и поиск осмысленной жизни».
Сегодня «досуг» несет в себе оттенок богатства и лени, что затрудняет защиту христиан. Однако с начала современной эпохи под «досугом» подразумевалось стремление к любопытству ради любопытства. Немецкий философ Иозеф Пипер называл досуг «основой культуры», определяя его как «все, что лежит за пределами утилитарного мира». Другими словами, досуг – это значит иметь энергию и желание познавать мир, даже если это обучение не необходимо для выживания или богатства.
Досуг, если его понимать в этом смысле, подталкивает нас еще дальше к тому, что значит быть человеком. Ни одно другое существо не занимается досугом так, как люди. Животные строят плотины и норы, чтобы согреться и выжить. Людям тоже нужно убежище, но мы его украшаем. Не говоря уже о том, что мы также строим соборы, парки, музеи и рестораны. Мы пишем сонеты, сочиняем оперы и готовим обеды. Таково поведение творений, созданных по образу Бога, Творца, любящего красоту ради красоты.
На протяжении всей человеческой истории и даже при жестоких режимах, люди всегда находили желание и средства для досуга. Одна из моих любимых картин русского художника Николая Ярошенко называется «Всюду жизнь». Трое мужчин, женщина и ребенок заключены в арестантский вагон, но через решетку окна они с удивлением наблюдают за стаей птиц на земле снаружи. Ребенок улыбается.
Даже в истерзанных войной странах и в беднейших трущобах есть люди, создающие красивые вещи, придумывающие игры и истории и представляющие мир, отличный от того, что они знают. Это потому, что досуг — это неотъемлемая часть человеческого бытия, созданная по образу Божьему.
В большинстве стран Западного мира люди имеют все средства и возможности для классического досуга, но вместо этого выбирают развлечения. Не имея мотивации идти глубже, Кевин Худ Гэри предполагает, что единственное решение — это образование.
Он не имеет в виду институциональное высшее образование в его нынешнем виде, построенном на утилитарном подходе, к сожалению. Тщательно продуманные академические программы учат студентов тому, что им нужно, чтобы сдать тест, получить лицензию или заработать деньги. Вместо этого по-настоящему значимое образование извлекает выгоду из данной Богом способности к досугу, включая широкий обзор предметов, порой тех, которые, кажется, не имеют ничего общего с «поиском работы».
Образование должно быть противоядием от скуки, потому что оно должно научить нас, как бороться с вопросами, которые поднимает скука, например: Кто я? Почему я здесь? Для чего существует жизнь? Хорошо ли я живу? Что я должен любить?
Философы называют это «фундаментальными» вопросами. Христиане знают, что источником этих вопросов является Сам Бог, и что понимание образа Божьего придает жизни смысл. Узнать о Божьем мире через историю, искусство, философию, математику, науку и литературу — значит узнать о Нем. Таким образом, это всегда полезно, даже если оно не дает нам ничего, кроме более широкого взгляда на Его славное творчество.
Авторы статьи: Джон Стоунстрит, Мария Баер