Является ли растущая вера в сверхъестественное подделкой?
Согласно недавнему отчету статистика Райана Берджа, вера в чудеса в последние годы возросла среди людей с высшим образованием, группы, наиболее коррелирующей с материалистическими убеждениями. В 1991 году только 45% американцев со степенью бакалавра заявили, что они «определенно верят» в чудеса. Однако, согласно Общему социальному исследованию правительства США, к 2018 году это число выросло до 63%. Еще более резкие изменения наблюдались среди тех, кто имел ученые степени. В 1991 году всего 30% тех, кто имел по крайней мере степень магистра, верили в чудеса. К 2018 году это число возросло до 61%.
Видимо, образование больше не оказывает такого де-супернатурализующего влияния, как когда-то. Фактически, люди с высшим образованием так же склонны верить в чудеса, как и люди без высшего образования. Однако эти удивительные цифры являются частью более масштабной истории западного светского общества.
Стандартный прогноз о Западе состоял в том, что рост и распространение технологий продолжат делать нас более светскими, и что более светский образ жизни будет означать меньшую веру в Бога и сверхъестественное. Но процент атеистов и агностиков в Америке почти не изменился, даже среди группы, которую Бердж называет «нерелигиозными». Даже так называемый «Великий уход из церкви » не был массовым обращением в атеизм, а скорее взрывом тех, кого социологи называют «неверующими», людей, не исповедующих никакой религии.
Чтобы понять это очевидное противоречие, необходимо переосмыслить, что значит быть «светским». Например, как отрицание религии не то же самое, что отрицание сверхъестественного, так и возросшая открытость к сверхъестественному не должна приравниваться к религиозному возрождению. Колумнист газеты New York Times Росс Даутат предположил, что смягчение отношения к «знамениям и чудесам» среди американцев с высшим образованием может просто отражать «общую устойчивость к сверхъестественному». Это не то же самое, что принятие веры, христианской или какой-либо другой. Иными словами, существует такая вещь, как светская духовность, и, возможно, это то, что мы наблюдаем сегодня.
В середине двадцатого века выдающийся социолог Питер Бергер предложил «тезис секуляризации». Он предположил, что по мере того, как общества будут продвигаться в современную, научную эпоху, религия потеряет свою власть над людьми. На ее месте будет секуляризм, который, помимо прочего, будет характеризоваться отрицанием всего сверхъестественного.
Спустя десятилетия Бергер отказался от этого тезиса, признав устойчивость религии. Например, мир стал более религиозным, а не менее. Согласно прогнозам, христианство вскоре будет насчитывать 2,7 миллиарда человек или 33,8% населения мира, в то время как атеизм и нерелигиозность снижаются в процентном отношении к населению мира.
В этом смысле Запад является исключением. Однако не ясно, был ли ошибочным отвергнутый самим Бергером тезис. Более 25 лет назад другой наблюдатель утверждал, что форма секуляризма, охватившая наше общество, не была материализмом в стиле Докинза. Скорее, это была тенденция думать о мире и жить не так, как будто Бога не существует, а так, как будто Он в значительной степени не имеет значения. В своей книге «Путь современного мира» доктор Крейг Гей предположил, что наш современный, потребительский и, да, светский мир возвысил удобство, контроль и выбор над всеми другими ценностями. Таким образом, мы все еще можем «верить» в Бога и хотеть духовности, но наш подход имитирует шопинг или прием пищи в буфете, где мы выбираем то, что нам нравится, а не полагаемся на авторитет Писания, традиций или вероисповеданий.
Рост духовного секуляризма, или светского спиритуализма не опровергает тезис о секуляризации, но переосмысливает его. Чтобы было ясно понимание духовности, возникшее на Западе, так же далеко от христианства, как и недуховность, которая была предсказана. Подход смешивания и сопоставления подходит клиентам, которые считают, что они в ответе, и что правильные методы дадут им удобство, контроль и выбор, описанные Гей, даже за пределами физического мира.
Некоторые, включая бывших светских людей с высоким статусом, по Божьей благодати находят Того, кто есть Истина и фактически управляет Вселенной. Другие оказываются на этом все более популярном рынке светской духовности глубоко в языческой тьме, подверженными силам, которые они не могут понять, не говоря уже о том, чтобы управлять ими. Вот почему возросшая открытость к чудесам среди образованных американцев является неоднозначной новостью.
Светская духовность далека от возрождения. Христиане знают об этих других силах, способных на поддельные «чудеса», но уводящих от Пути, Истины и Жизни. Это должно заставить нас взывать о милосердии к тем, кого обманывают.
Авторы статьи: Джон Стоунстрит, Шейн Моррис