«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:21)
Когда Павел писал эти слова членам небольшой церкви в Риме, он не просто давал мудрые советы, и не просто пытался вдохновить их банальным идеалом. Эти слова были запятнаны кровью и слезами духовной окопной войны. Павел рассказывал драгоценным святым в этой церкви, как остаться в живых в злом мире. Ибо если церкви не победят зло добром, они не выживут.
Я пишу данную статью, основываясь на личном несчастье. В последние годы я наблюдал, как церкви, которые я очень люблю, разваливаются на части прямо на глазах. И в этих случаях расколы происходили не из-за доктринальных разногласий или грубой аморальности, а из-за оскорблений, недопонимания и осуждения. Давние друзья, потеряв доверие друг к другу, больше не могли общаться вместе. Как и большинство расставаний, они непросто переносятся каждым. Некоторые стороны несут большую ответственность, чем другие. Но душераздирающий результат заключается в том, что некогда энергичные поклоняющиеся общины разрушились, иногда оставляя остатки, пытающиеся восстановиться из руин.
И что я нахожу особенно печальным, так это то, что Иисус сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13: 35).
Такие разрывы отношений иллюстрируют отрезвляющую реальность: если мы не любим друг друга достаточно, чтобы преодолеть зло добром, мы будем побеждены злом. Наставления Павла в Послании к Римлянам 12 о том, как любить друг друга с благодатью, имеют решающее значение для выживания наших церквей. Если мы этого не поймем, мы не выживем как свидетели любви Господа Иисуса, которая победила мир.
Самая мощная сила в мире
«Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8, 16).
Мы знаем из Писания о несравненной силе любви. Она охватывает весь Закон и Пророков: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим … [и] возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:37-40). И в этом была суть самого мощного акта в истории человечества: смерти Иисуса на кресте. Любовь побудила Отца отдать Своего Единственного Сына (Иоанна 3:16), а любовь побудила Сына отдать свою жизнь за своих друзей во славу Своего Отца (Иоанна 15:13; 17:4).
И мы знаем, что этот высший акт любви сделал больше, чем просто искупил потерянных людей. Это был также самый мощный акт духовной войны, когда-либо совершенный. Ибо через него Иисус победил наполненный ненавистью мир (Иоанна 16:33) и привел в движение окончательное и полное уничтожение дьявола и его злого царства (1 Иоанна 3:8).
Поэтому нет ничего более Богоподобного или дающего Богу больше славы и наслаждения, чем любовь. Нет ничего более нравственно прекрасного, глубоко значимого и приносящего радость, чем любовь. И нет ничего более разрушительного для сил тьмы, чем любовь.
Но, как сказал Иисус: «Если вы знаете это, блаженны вы, если делаете это» (Иоанна 13: 17). Одного знания недостаточно. Ибо все благословение любви заключается в ее возделывании в самом сердце. Действительно, если то, что мы делаем, не исходит из любви, мы ничто и ничего не приобретаем (1 Коринфянам 13:1-3). Но это еще не все: мы можем нанести большой ущерб нашим церквям.
Любовь с агрессивной грацией
Павел знал о многочисленных духовных войнах и разделений церквей не понаслышке. Он горевал об этом. И поэтому он спешит дать наставления церкви в Риме. Святой Дух хочет, чтобы мы чувствовали, когда читаем Святое Писание, необходимость срочно действовать. Дух через Павла желает, чтобы мы любили друг друга с агрессивной благодатью.
Я называю благодать «агрессивной» по двум причинам. Во-первых, мы призваны любить друг друга не так, как мы того заслуживаем, но так, как Иисус любил нас — потрясающей, удивительно милостивой любовью (Иоанна 15:12). Во-вторых, она агрессивна, потому что это удивительно преследующая, настойчивая, убивающая эгоизм, все преодолевающая любовь. Такая агрессивно-милосердная любовь — это нечто потустороннее, вкус рая на земле.
Как выглядит любовь
Послушайте, как Павел описывает любовь, которую мы призваны испытывать и дарить друг другу.
«Пусть любовь будет искренней … Любите друг друга с братской любовью» (Римлянам 12:9-10). Это не займет много времени, прежде чем мы поймем, что требуется от нас, чтобы любить должным образом. Мы все ошибаемся во многих отношениях (Иакова 3:2), а это значит, что мы постоянно оскорбляем друг друга. Требуется настойчивое милосердие, чтобы сохранить любовь по-настоящему нежной к своему неидеальному, как и мы, ближнему.
«Превосходите друг друга в проявлении чести» (Римлянам 12:10). Обратите внимание на агрессивное, даже соревновательное слово, которое выбрал Павел: «превосходите». Представьте себе церковную культуру, настолько отмеченную здоровым смирением, когда мы считаем других более значимыми, чем мы сами, и открыто отстаиваем это, что греховные болезни эгоистичных амбиций и тщеславия, которые мы все носим, сдерживаются (Филиппийцам 2:3). Предвкушение рая. Но такого рода смирение культивируется практикой, причем преднамеренно, даже упрямо.
«Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими» (Римлянам 12:15). Под влиянием нашего внутреннего греха мы все знаем, как трудно на самом деле повиноваться этой заповеди. Но если мы были на стороне такой любви, мы знаем, насколько она благословенна.
«Никогда не будь мудрым в собственных глазах» (Римлянам 12:16). Чем серьезнее мы к этому относимся, тем внимательнее будем слушать других, и иметь взаимопонимание.
«Никому не воздавайте злом за зло, но думайте о том, чтобы делать то, что почетно перед всеми» (Римлянам 12:17). Подразумевается, что каждый из нас будет ранить другого. И мы все знаем, что это требует агрессивного самоконтроля, чтобы не ответить грехом. «Думайте» отражает интернациональность, которую требует эта любовь.
«Если возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми» (Римлянам 12:18).
И, конечно, Павел говорит гораздо больше в Послании к Римлянам 12. Но приведенная выборка помогает нам в какой-то степени увидеть агрессивно милостивую, драгоценную Голгофскую любовь, к которой мы призваны как христиане. Это любовь Иисуса, любовь, которую мир должен признать в Его учениках, любовь, которая побеждает зло добром.
Побеждайте Зло Добром
Павел заканчивает главу увещеванием, с которого я начал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Римлянам 12:21). Это призвание каждой церкви. И это, по общему признанию, трудное призвание, ибо «труден путь, ведущий к жизни» (Матфея 7:14). Она требует, чтобы каждый из нас отрекся от себя, взял свой крест и пошел по стопам нашего Господа, Который так возлюбил нас (Матфея 16:24; Иоанна 15:12).
Ставки высоки. Ибо если мы не победим зло добром, то будем побеждены злом навсегда. Если мы не будем любить друг друга так, как любил нас Иисус, мы не продержимся вместе долго. Демонические силы знают это и направляют свои огненные стрелы стратегически. Многие церкви были разрушены не из-за внешних преследований, а из-за внутренних конфликтов.
Джон Блум – учитель, христианский писатель