Неужели Бог ненавидит Африку? Это острый вопрос, и он пришел к нам с этого континента. «Пастор Джон, здравствуйте! Меня зовут Джейсон, и я из Кампалы, это столица Уганды. Во-первых, благодарю вас за ваше постоянное служение. Это было огромным благословением в моей жизни. Мой вопрос таков: заботится ли Бог об африканцах? На протяжении всей истории мы были отвратительной, достойной сожаления, порабощенной расой — постоянно страдающими от болезней и голода. Как нам не прийти к выводу, что мы — наименее любимая раса Бога? Для большинства угандцев каждый день — это реальная борьба. Я знаю, что Бог обещает заботиться обо всех людях, но я все еще задумываюсь над вопросом, почему Он так сильно ненавидит Африку?»
Я чувствую особую актуальность этого вопроса. Мы бы могли легко проигнорировать этот вопрос, но причина, по которой я чувствую ответственность, заключается не только в том, что он связан с такой искренней, болезненной серьезностью в отношении собственного опыта Джейсона и его любви к своему народу в Уганде (не говоря уже обо всей Африке), но и в том, что я написал большую книгу о провидении.
Поэтому я чувствую себя обязанным дать некоторые объяснения: «у провидения здесь длинный послужной список» — это означает, что Божье провидение было трудным на африканском континенте. Никто из нас не может просто слепо сказать, что мы верим во всезнающее, всеобъемлющее, всепроникающее, всевластное провидение Божье, а затем просто уйти от таких вопросов. Так не пойдет. Так не годится.
Есть 4 момента, над которыми я молился, и я надеюсь пролить некоторый свет на вопрос Джейсона, на его разум, когда он борется с этим вопросом там, в Уганде. Он спросил: «Как нам не прийти к выводу, что мы — наименее любимая Богом раса?» Какой взрывной вопрос, ведь он говорит не просто об африканском континенте, он говорит о всех африканцах в мире. Каково же Божье провидение по отношению к этому народу?
- Утешение и трудности могут призвать нас к Богу.
Во-первых, я хотел бы сделать абсолютно важное библейское замечание о том, что все люди во всем мире, во все времена во всей истории, являются падшими, грешными и (используя слова Ефесянам 2:2-3) «сынами непослушания» и «по природе детьми гнева», или, как говорится в Послании к Римлянам 5:12: «Грех пришел в мир через одного человека, и смерть через грех, и поэтому смерть распространилась на всех людей, потому что все согрешили».
Теперь, называя всех людей — каждой расы, каждой национальности, каждого возраста, каждого пола, каждой этнической принадлежности — «детьми гнева», Библия учит, что каждый день, не проведенный в аду под полным гневом Бога, является отсрочкой. Что бы это ни было в виде трудностей в этом мире, это отсрочка. Полный суд над нами от Бога за наш грех откладывается до тех пор, пока мы живы.
Никто из нас не заслуживает того, чтобы жить в присутствии Бога, перед Богом. Поэтому никто из нас не заслуживает того, чтобы жить хорошо перед Богом. Если мы, например, думаем, что массовая детская смертность во всем мире в течение тысячелетий является обвинением в адрес Бога, это не так, потому что смерть — это суд над общинами и семьями, а также над отдельными людьми.
Теперь, принимая во внимание эту всеобщую греховность, когда все человеческие существа находятся под справедливым Божьим осуждением, возникает вопрос: в каком наиболее невыгодном состоянии живут такие осужденные люди? Жизнь в покое, когда они движутся к огненному озеру на процветающем Западе? Или жизнь в трудностях, когда они движутся к озеру огня в другом месте? Какое условие разработано как, возможно, наиболее эффективное для пробуждения людей к их потребности в спасении?
Некоторые народы живут в комфорте и процветании, отворачиваясь от Бога. Другие народы живут в трудностях и нищете, отворачиваясь от Бога. Библия учит, что у обоих есть замысел, который может привести к покаянию. В Послании к Римлянам 2:4 говорится о Божьей доброте, ведущей людей к покаянию. Откровение 16:11 говорит о боли и болезнях, ведущих людей к покаянию. Скажем ли мы, что один из этих замыслов ненавистен? Или мы не должны — где бы мы ни жили, в каких бы трудностях или комфорте — видеть руку Божью, призывающую нас обратиться к Нему? Это мое первое наблюдение.
- Мы не можем количественно оценить Божью милость.
Поэтому мое второе наблюдение состоит в том, что я не знаю, была ли Африка, учитывая все обстоятельства, менее благоприятна, чем Индия, или острова Южного моря, или коренные народы Северной и Южной Америки, или германские орды Европы — или любое другое место. Я не знаю. Павел говорит в Деяниях 14:16-17,
«Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши».
- Провидение не поддается нашему пониманию.
Третье наблюдение: Бог не относится ко всем людям одинаково.
С человеческой точки зрения абсолютно непонятно, почему одна семья, кажется, испытывает трудности за трудностями, в то время как другая семья, возможно, полностью неверующая и нерелигиозная, едва ли вообще испытывает какие-либо трудности. У меня был знакомый друг, который однажды спросил меня лицом к лицу после смерти своего ребенка: «Мы под проклятием, пастор Джон?» Потому что это была уже третья трагедия подряд всего за несколько лет. Я видел это снова и снова в нашей церкви и за ее пределами: нечестивые процветают, праведные страдают. В этом мире нет ничего даже близкого к равному распределению скорби.
Урок таков: Божьи пути достижения Его мудрых, справедливых и милосердных целей — это не наши пути, и Его мысли — не наши мысли (Исаия 55:8). «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Римлянам 11:33).
- Возможно, настал час Африки.
Это мое последнее наблюдение: апостол Петр говорит в своем втором послании:
«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петра 3:8).
Он сказал это, чтобы помочь нам понять Божьи намерения в отсрочке второго пришествия. Моя точка зрения здесь такова: хотя времена тьмы могут показаться долгими, возможно, сегодня настал час Африки. В прошлом веке христианское население Африки выросло с десяти миллионов христиан в начале двадцатого века (около десяти процентов населения) до почти пятисот миллионов, исповедующих веру сегодня.
Один ученый заметил: «В минувшее воскресенье в каждой церкви Кении, Южной Африки, Танзании и Уганды было больше прихожан, чем в Великобритании, Канаде, и в Соединенных Штатах вместе взятых». В Кении в воскресенье в христианских церквях больше людей, чем во всей Канаде. «В прошлое воскресенье в церкви Ганы было больше пресвитериан, чем в Шотландии» (The New Shape of World Christianity, 20).
Ну, вот в чем дело: как раз в тот момент, когда мы думали, что поняли Божье провидение и что Он неравнодушен к Западу, Бог резко меняет курс и заставляет свою церковь на Глобальном Юге взорваться. В начале двадцатого века 71 процент исповедующих христианство в мире жили в Европе. К концу двадцатого века это число сократилось с 71 процента до 28 процентов. Сейчас 43 процента христиан в мире живут в Латинской Америке и Африке. С этой точки зрения может возникнуть искушение спросить: «Ненавидит ли Бог Европу?»
Так вот, я не думаю, что это хороший вопрос. Провидение не так легко понять, и Божья работа по спасению мира еще не завершена. Мазки кисти на холсте мировой истории будет не легко понять, пока шедевр не будет закончен.
Автор статьи — Дэвид Матис, ответственный редактор desiringGod.org