«Если отдельный христианин не проявляет любви к другим истинным христианам, мир имеет право судить, что он или она не христианин».
Я прочитал книгу Фрэнсиса Шеффера «Знак христианина» вскоре после того, как она была опубликована в 1970 году. Шеффер процитировал слова Христа в Евангелии от Иоанна 13:35: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Затем он процитировал молитву Иисуса в Иоанна 17:21 о том, чтобы ученики «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Шеффер связал стихи воедино:
Евангелие от Иоанна 13:35: «если отдельный христианин не проявляет любви к другим истинным христианам, мир вправе утверждать, что он или она не христианин».
И Иоанна 17:21: «Иисус говорит о другом, гораздо более важном и глубоком: мы не можем ожидать, что мир поверит в то, что Отец послал Сына, что утверждения Иисуса истинны и что христианство истинно, если мир не увидит некую реальность единства истинных христиан» (26-27 с.).
Прекрасная, библейская пощечина.
Последний извиняющийся
Мне было шестнадцать лет — новообращенный, изучающий, как защищать Евангельскую истину перед друзьями и семьей. И все же Шеффер назвал христианскую любовь и единство «последним извинением», окончательной защитой нашей веры.
Шеффер помог мне увидеть то, что должно было быть самоочевидным в словах Христа: любовь верующих друг к другу является величайшим доказательством того, что мы действительно следуем за Иисусом. Если мы не сможем жить в любящем единстве, у мира — или, чтобы приблизить это к родному дому, у нашей семьи и друзей — будет меньше оснований верить в Евангелие.
В 1977 году некоторые из нас, испытывавшие трудности в своих церквях, собрались для поклонения и изучения Писания. Не успели мы оглянуться, как Бог основал новую церковь. В двадцать три года, будучи наивным пастором, я думал, что мы нашли секрет единства. Но в конечном итоге, хотя число наших прихожан быстро росло, слишком многие покидали наши собрания, чувствуя себя нелюбимыми, не испытывая того, что Шеффер называл «реальностью единства истинных христиан» (27 с.).
Наша глубокая разобщенность
За 52 года, что я знаю Иисуса, я был свидетелем бесчисленных конфликтов между верующими. Но никогда не больше, чем в прошлом году. Многие в гневе покинули церкви, которые когда-то любили. Верующие, которые раньше выбирали церкви, основанные на библейском учении и поклонении, сосредоточенном на Христе, теперь выбирают их, основываясь на несущественных вопросах, включая политические точки зрения и протоколы COVID.
Церкви переживают пандемию трайбализма, вины и непрощения — все это губительно для любви и единства, о которых говорил Иисус. Безудержное мышление не оставляет места для тонкости и нюансов. Признание случайной правды в других точках зрения рассматривается скорее, как компромисс, чем как справедливость и милосердие.
К сожалению, евангельские христиане иногда выглядят не более чем еще одной группой с особыми интересами, разделяющей лишь узкое «единство», основанное на взаимном возмущении и презрении. Этот едкий, жаждущий борьбы негатив подчеркивает мысль Шеффера о том, что мы не вправе ожидать, что неверующие будут привлечены к Благой вести, если мы относимся к братьям и сестрам как к врагам.
Игра в стратегию сатаны
Увеличение числа христиан, ссорящихся из-за несущественного, похоже, не является преходящей фазой. И это вредит нашему свидетельству, вызывая закатывание глаз и насмешки со стороны неверующих и побуждая верующих задуматься, не вредит ли церковь больше, чем помогает.
Сатану называют обвинителем Божьей семьи (Откровение 12:10). Слишком часто мы делаем за него его работу. Его цель — разделить церкви и не дать людям поверить в Евангелие. «Из этого видно, кто дети Божьи, а кто дети дьявола: всякий, кто не поступает праведно, не от Бога, как и тот, кто не любит своего брата» (1 Иоанна 3:10). Когда мы не любим друг друга, мы ведем себя как дети дьявола.
«Не давайте возможности дьяволу» (Ефесянам 4:27). Чтобы противостоять дьяволу, мы должны любить Бога самоотверженно и любить своего ближнего, как самого себя. Этот центральный принцип является сердцем и душой Священного Писания. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Галатам 5:14-15).
Единство различных мнений
Когда Павел писал верующим в Риме, он затрагивал вопросы о том, какое мясо считается «нечистым» и в какой день следует поклоняться — каждый из этих вопросов, безусловно, столь же противоречив в культуре своего времени, если не более, как и большинство политических вопросов или ответов на пандемию сегодня. Откровение, меняющее парадигму, которым он поделился в Послании к Римлянам 14, заключается в следующем: хотя истинная любовь и единство никогда не достигаются за счет первичных библейских истин, они достигаются за счет наших личных предпочтений по второстепенным вопросам.
Мы «не должны ссориться из-за мнений» (Римлянам 14:1). Любовь не требует всеобщего согласия.
«Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Римлянам 14:3).
Павел решительно заявляет, что одинаково ориентированные на Христа люди могут иметь разные убеждения, что приводит к тому, что они совершают разные, порой даже противоположные — действия в вере.
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Римлянам 14:5). Мы можем занимать противоречивые позиции по несущественным вопросам, но все равно чтим Бога, ставя любовь выше своих мнений.
Стремитесь к тому, что способствует миру
Пока мы придерживаемся своих убеждений с верой и чистой совестью, сам Бог одобряет людей по обе стороны несущественных вопросов. И если Богу могут быть угодны как те, кто ест, так и те, кто не ест определенные продукты, запрещенные законом Ветхого Завета, и те, кто поклоняется в субботу или в другой день недели, не может ли Он также быть доволен теми, кто выбирает принимать или не принимать вакцину, носить или не носить маску?
«Кто ты, осуждающий чужого раба?» (Римлянам 14:4). Бог предупреждает нас не устраивать свои собственные судилища, как если бы мы были всеведущими. Почему мы воображаем, что можем знать, что решения, сердце и мотивы брата или сестры неверны?
«Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга» (Римлянам 14:12-13). В конечном счете, мы не будем отвечать друг перед другом, но мы будем отвечать Богу друг за друга.
«Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию… Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом» (Римлянам 14:19, 22). Мир и назидание не приходят естественным путем; они требуют работы, наполненной Духом.
Призыв «стремиться к миру» означает, что если нет веской причины говорить или писать, если вы искали Божьего направления и чувствуете Его водительство, и вы можете говорить милостиво, то делайте то, что говорит Писание, и держите то, во что вы верите, между собой и Богом. Наличие твердого мнения не означает, что Бог велит нам его высказать. Писание обличает нас за то, как мы относимся друг к другу на глазах у всего мира:
«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Притчи 18:2).
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен» (Притчи 10:19).
«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притчи 12:18).
Шаги к любви и единству
Какие еще практические шаги мы могли бы предпринять к любви и единству в наше разобщенное время?
- Практикуйте все, что написано для Вас в Послании Иакова 1:19. Если бы мы только «быстро слушали, медленно говорили и медленно гневались», одни только эти 3 действия способствовали бы любви и единству в поразительной степени.
- Когда вы не согласны, если возможно, встретьтесь лицом к лицу и поговорите. Не кромсайте друг друга публично, а тем более в социальных сетях.
- Спросите себя, будут ли мои слова или пост в социальных сетях с большей или меньшей вероятностью привлекать других к Иисусу?
- Повысьте свои ожидания в отношении любви и единства в вашей церкви. Снизьте свои ожидания относительно того, что они придут естественно или легко.
- Покайтесь в том, что были агитатором; посвятите себя тому, чтобы стать миротворцем.
- Поговорите со своими церковными лидерами. Честно сформулируйте проблемы и спросите, как вы можете помочь укрепить любовь и единство.
- Молитесь за тех, кто причинил вам боль. Это изменило мои отношения с братом. Один из ближайших друзей моей жены — это тот, за кого она заступилась десятилетия назад, несмотря на их конфликты.
- Попросите Бога помочь Вам отвергнуть гордыню и развить истинное смирение. А. У. Тозер сказал: «Только смиренные полностью вменяемы, потому что они единственные, кто ясно видит свои собственные размеры и ограничения» (А.У.Тозер о христианском лидерстве, 11). Мыслить ясно — значит мыслить смиренно. «Думайте о себе трезво» (Римлянам 12:3).
Истинное единство основано на:
— взаимной вере в главные истины об Иисусе,
— отказе от возвышения вторичных убеждений над первичными,
— сердечной любви к Иисусу Христу и другим людям,
— сверхъестественной работе Святого Духа.
Когда я перечитал «Знак христианина» пятьдесят лет спустя, когда разногласия стали воздухом, которым мы дышим, книга говорила со мной глубже, чем когда-либо. Послание Шеффера звучит правдиво: когда мы призываем Бога и прилагаем согласованные усилия, чтобы жить в смиреной любви и единстве, люди видят Иисуса, и некоторые веруют в Него.
Автор статьи — Рэнди Алкорн, директор Служения Вечной Перспективы