Чтобы жить с настоящей надеждой в этом мире, вы должны иметь стальной взгляд на реальность, который может выдержать вес этой реальности.
Что я имею в виду под «реальностью», спросите вы? Я имею в виду все. Мы, люди, созданы для того, чтобы стремиться к пониманию не только физического мира (материальной реальности), но и метафизического мира (высшей реальности). Нам недостаточно понимать, как все работает; нам нужно знать, что все означает.
Мы хотим знать, почему мы существуем. Откуда взялся этот мир? Почему в мире природы существует такая захватывающая дух красота и непостижимые макроскопические и микроскопические чудеса? Почему, кажется, что зло заражает и влияет почти на все? Почему так много страданий?
Мы хотим знать, почему наши родители развелись. Почему я выжил в той аварии? Почему рушатся мои мечты? Что будет, когда я умру?
Но когда мы задаем такие метафизические вопросы, чаще всего мы действительно хотим получить не очень подробные ответы, а знать, есть ли у всего цель. Или все это просто бессмысленно? Другими словами, мы должны иметь то, что социологи называют мировоззрением — интерпретирующую сетку или линзу, через которую мы видим все, чтобы понять все сложности этого мира.
Итак, вопрос в том, какой взгляд на конечную реальность, какое мировоззрение может выдержать всю тяжесть непостижимо обширной и сложной реальности, в которой мы живем?
Мировоззрение Библии
Библия делает ясное, смелое утверждение о том, что такое конечная реальность: триединый Бог (Бытие 1:1; Иоанна 1:1-3; Матфея 28:19; Деяния 17:28; Римлянам 11:36). Но как бы мы описали Библейское мировоззрение — интерпретирующую сетку или линзу, сформированную конечной реальностью Бога, через которую Библия показывает нам, что все это означает? Я полагаю, что библейское мировоззрение — это провидение Божье.
Что мы подразумеваем под провидением Божьим? Джон Пайпер запечатлевает это в одной фразе: Божий мудрый и целеустремленный суверенитет. Так почему бы просто не описать библейское мировоззрение как Божий суверенитет? Пастор Джон Пайпер в одной из своих проповедей объясняет, что в то время как суверенитет Бога «фокусируется на праве и силе Бога делать все, что Он пожелает … он не выражает никакого замысла или цели». Но «Божье провидение приводит в действие Его [суверенные] планы, направляет все к Его конечной цели и ведет к окончательному завершению».
Если Божье провидение — это библейская линза, через которую Он хочет, чтобы мы видели и понимали себя и мир. Чему учит нас Библия, относительно того, чтобы мы верили в Его мудрое и целеустремленное владычество?
Библия учит нас верить, что Бог поддерживает и управляет всеми вещами — от галактик (Исаия 40:26) до субатомных частиц (Колоссянам 1:16-17), от сил природы (Псалом 147:15-18) до движений народов (Псалом 33:10-11) и от публичных планов политиков (Притчи 21:1) до тайных деяний одиноких людей (Притчи 16:9) — все в соответствии с Его вечными, премудрыми целями (Псалом 104:24) прославить Себя, но при этом сохранить жизнь. Таким образом, Он никогда не грешит (Второзаконие 32:4) и никогда не осуждает человека несправедливо (Римлянам 2:11-12); но то, что Он предопределяет и управляет всеми вещами, совместимо с моральной ответственностью (Римлянам 3:19) всех людей, созданных по Его образу.
Таково мировоззрение Библии. И если это то, что мы считаем истинным в отношении высшей реальности, мы увидим мир — столь же ужасно зараженный злом, грехом и страданием, но и наполненный великим смыслом. И мы будем жить с затаенной глубокой надеждой.
Но если это не то, во что мы верим в конечной реальности, если мы верим, что мир является продуктом бессмысленных сил, мы будем видеть все, как фундаментально бессмысленно, и жить с подводным течением отчаяния. То, что мы видим через то, во что мы верим, меняет наш подход к жизни.
Мир без Бога
Это различие можно увидеть в том, как два выдающихся и влиятельных человека двадцатого века, Бертран Рассел и К. С. Льюис, понимали конечную реальность.
Рассел был метафизическим натуралистом. Он не верил в существование Бога, поэтому материальная реальность была для него абсолютной реальностью. Не имея божественного провидения, чтобы направлять мир, он рассматривал его как «результат случайных сочетаний атомов» и, следовательно, «лишенный смысла». Это означало, что когда дело касалось истории человечества, он верил «что все труды веков, вся преданность, все вдохновение, все полуденное сияние человеческого гения обречены на гибель в необъятной Солнечной системе и что весь храм человеческих достижений неизбежно должен быть погребен под обломками вселенной в руинах».
Льюис хорошо понимал мировоззрение Бертрана Рассела, поскольку сам когда-то был метафизическим натуралистом. Но после постепенного и трудного обращения в христианство его взгляд на мир изменился кардинально.
Мир, ведомый Богом
Глядя сквозь призму библейского откровения, Льюис видел зачарованный космос, наполненный целеустремленным смыслом, все указывало ему на единственную вещь, которая могла бы затронуть его «безутешную тайну», его неоспоримое «желание [радости], которое не может удовлетворить никакой опыт в этом мире»: Бог.
Благодаря своему пониманию высшей реальности Рассел увидел бессмысленный мир, в котором человек должен строить свою жизнь «на прочном фундаменте непреклонного отчаяния». Но Льюис, благодаря своему пониманию высшей реальности, видел провиденциальную руку Бога, направляющую все вещи к Его конечной цели, значительная часть которой, в конечном счете, дает тем, кто любит Его, то, чего их души больше всего желают: Самого Себя.
И метафизический натурализм Бертрана Рассела, и христианское мировоззрение К. С. Льюиса являются логически последовательными способами веры в то, что, в конечном счете, реально, — оба имеют внутренний логический смысл. Чья вера, однако, более точно согласуется с тем, что действительно, в конечном счете, реально?
Я считаю, что ключ к разгадке лежит в том, как мы ответим на этот вопрос: какой взгляд на реальность может выдержать вес реальности? Никто не может по-настоящему построить свою жизнь на «твердом фундаменте непреклонного отчаяния», никто также не сможет по-настоящему вынести экзистенциальную безнадежность. Для счастливой и успешной жизни нам необходим прочный фундамент абсолютного смысла, чтобы питать надежду на жизнь и процветание в таком мире, как наш. Глубоко внутри, в самой внутренней, интуитивной части нашего существа, мы должны осознавать, что наша жизнь, со всеми ее радостями и страданиями, каким-то образом вписывается в некую большую цель.
Другими словами, независимо от того, формулируем мы это таким образом или нет, мы должны видеть мир через призму провидения Божьего. Это взгляд на реальность, который несет на себе невыносимую тяжесть реальности, поскольку, хотя он и не отвечает на все наши запутанные вопросы, он дает нам основу для понимания наших глубоких экзистенциальных вопросов. И при этом она отвечает глубинным, непоколебимым потребностям нашей души в настоящей надежде и длительной радости.
Автор статьи — Джон Блум, штатный писатель desiringGod.org