«Ибо гнев человека не творит правды Божией» — (Иакова 1:20).
Наш мир, включая христианское окружение, дает нам множество возможностей для гнева. Это не значит, что провокации лежат только по одну сторону теологических, политических или культурных различий. Боб Дилан, автор и исполнитель песен, был прав: «все перепутано». Поэтому неудивительно, что многое может зажечь фитиль нашего гнева.
Наша нация в эти дни разгневана — больше, чем я когда-либо видел. Я помню 1968 год, убийства Мартина Лютера Кинга — младшего и Роберта Кеннеди, беспорядки на улицах Чикаго во время национального съезда Демократической партии. Наш народ корчился в муках и гневе. 2020 год кажется еще хуже по множеству причин, слишком очевидных, чтобы их упоминать.
У нас тоже есть свои личные причины для гнева. Я имею в виду не просто борьбу с пробками или улаживание спора между детьми. Я имею в виду ужасные переживания с постоянно меняющимися последствиями для жизни. И мы никогда не «преодолеем это простым способом».
Но что, если мы никогда не будем злиться? Что, если бы мы увидели, что Иисус опошлен, Евангелие отвергнуто, люди угнетены, женщины унижены, дети оскорблены, ложь популяризирована, несправедливость укреплена и так далее — что, если бы мы смотрели на все это и ничего не чувствовали? Насколько мертвыми мы были бы внутри?
Гнев — это осуждающая эмоция. Это глубоко прочувствованная реакция на что-то неправильное. Поэтому неудивительно, что Бог гневается (Наум 1:2).
Мы можем осложнить свой гнев эгоизмом, уязвленной гордостью, нетерпением, жаждой мести и многим другим, даже не осознавая этого. Но, конечно, мы все можем согласиться с этим: наш гнев может быть хорошим, а может быть плохим, и он может даже смешивать хорошее и плохое вместе. Поэтому мы должны тщательно взвешивать свой гнев (и продолжать взвешивать его на протяжении всей нашей жизни).
Будьте злыми и молчаливыми
Когда я пытаюсь разобраться в перекрестных потоках своего гнева, мне помогают несколько стихов.
«Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь» — (Псалом 4:5).
Бог призывает нас исследовать самих себя. Мудрые обладают достаточным самосознанием, чтобы отфильтровать плохие чувства, смешанные с их гневом, прежде чем выпустить его наружу. Но «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притчи 29:11).
Видите, как Псалом 4:4 призывает нас к сдержанности? «Гневайся» в начале соответствует «молчи» в конце, с «не греши» и «размышляй» между ними. Это полный пакет. Правильный вид гнева — это не вспыльчивый, не импульсивный, не кричащий гнев, а осторожный и вдумчивый. Мудрый гнев спокойно обдуман.
Затем, в Новом Завете, Апостол Павел цитирует Псалом 4:4, предлагая дальнейшие указания:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» — (Ефесянам 4:26-27).
Удивительно, но всего через несколько стихов он также пишет: «да удалится от вас всякая горечь, и гнев, и шум, и клевета» (Ефесянам 4:31). Итак, есть два различных вида гнева: гнев, который истинно христианский и помогает другим, и гнев, который просто кипит и бушует, указывает пальцем и ругает. Христианское негодование испытывает скорбь, когда сталкивается с чем-либо, что отрицает Христа или унижает людей. Этот христианский гнев отделен от эгоистической ярости, по меньшей мере, тремя способами.
Гнев без греха
Во-первых, «гневайся и не греши». Христианский гнев не потворствует греху, чтобы возвысить свою точку зрения и получить то, что он хочет. Так что давайте будем честны сами с собой. Когда мы расстроены, что на самом деле происходит внутри? Наполнены ли мы благословенной силой Святого Духа, или нами движет негативная энергия самоутверждения? И если мы даже не хотим сталкиваться с этими диагнозами, ответ очевиден. Вот когда нам нужно прекратить все, что мы делаем, смириться перед Господом, успокоиться и не грешить.
Уильям Эдгар в своем удивительном эссе «Оправдание и насилие» помогает нам увидеть, как наш моральный пыл может трансформироваться в наше собственное гротескное ритуальное искупление, фальшивую Голгофу, где мы заставляем кого-то другого заплатить своей кровью за нашу ненависть к себе и стыд. Элизабет О Коннор объясняет: «то, что мы подавляем в себе, мы проецируем на соседа и пытаемся уничтожить его». Этот вид гнева греховен, и к несчастью, очень распространен.
Но христианский гнев не создает жертв. Он собирает союзников, во славу Божью. Он рассуждает с другими, давая им возможность реагировать. В Послании к Ефесянам 4:32 Павел пишет: «будьте добры друг к другу». Поэтому быть добрым — значит делать ситуацию настолько легкой, насколько это возможно для других.
Гнев без обид
Во-вторых, «не позволяйте солнцу заходить над вашим гневом». Эгоистичный гнев в нас думает: «пусть они немного поварятся в своем несчастье! Так им и надо». Эгоистичный гнев наслаждается продолжающимися страданиями обидчика. Но христианский гнев не выдерживает, не лелеет обиды, не позволяет ране нагноиться с течением времени.
Когда мы открыты Иисусу, новая чувствительность входит в наши сердца. Например, если на этой неделе мы помним, что брат или сестра имеют что-то против нас, и мы видим, что приближается воскресенье, тогда мы знаем, что делать: «сначала примирись с братом твоим, а потом приди и принеси дар твой» на богослужении в церкви (Матфея 5:24). Иисус сказал: «поспешите примириться с вашим обвинителем» (Матфея 5:25). Интересно, это та заповедь, которой мы чаще всего не подчиняемся?
Мы можем позволить солнцу садиться над нашим гневом день за днем, неделю за неделей, год за годом. Но тогда мы рискуем потерять любую возможность для примирения, и мы рискуем впасть в наше собственное лицемерие перед Богом. Христианский же гнев стремится восстановить мир.
Гнев без невежества
Наконец, «не давайте возможности дьяволу». Христианский гнев знает стратегии дьявола и полон решимости повиноваться Господу любой ценой, а не служить дьяволу. Но неосознанный гнев наступает на мины дьявола: ложь, клевета, ложные обвинения, жажда противоречий, племенное превосходство, церковные расколы и даже откровенное насилие. Дьявол любит общаться с сердитыми людьми. Я полагаю, для него даже бывает забавным, как они продолжают попадаться на его старые уловки.
Интересно, а что вы думаете об этом?
Автор статьи — пастор Рэй Ортлунд, г. Нэшвилл, штат Теннесси