В дни тьмы Бог регулярно дарит нам Свое утешение и силу через три простых слова: «Я с вами».
«Я с тобой». Обетование приходит к народу Божьему через время и заветы: к Исааку в Вирсавии (Бытие 26:24), к Моисею в горящем кусте (Исход 3:12), к Давиду в долине (Псалом 23:4), к ученикам, когда Он повелевает им (Матфея 28:20). Живой Бог всегда знает, в чем мы больше всего нуждаемся, когда находимся в глубочайшем горе и страдании: не в ответах, а в обещании Его присутствия.
И все же сила этого обетования поднимается лишь настолько высоко, насколько мы знаем того, кто Его дает. Присутствие смутной благожелательности мало помогает, когда страдание медленно крадется к нам. Итак, Бог не только обещает своим людям, что Он пребывает с ними, но и напоминает им о том, кто Он есть.
Когда мы идем по долине глубокой тьмы, беззащитные, как овцы, Он называет Себя нашим пастырем (Псалом 22:1). Когда мы лежим лицом вниз уткнувшись в подушку, побежденные врагами, слишком сильными для нас, Он называет себя Нашим Искупителем (Исаия 43:14). И когда мы чувствуем себя маленькими, уязвимыми и страдающими в опасном мире, Он называет себя Нашим Творцом: «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» — (1 Петр 4:19).
Наш Верный Создатель
Маленькие, уязвимые и страдающие люди описывают, как многие могли чувствовать себя, когда они получили письмо, известное нам как 1 Послание Петра. Уже «опечаленные различными испытаниями», они не знали, куда опустится тень страданий в следующий раз (1 Петр 1:6; 4:12). Они были тройной мишенью для мира, который оклеветал их, и был дьявол, который преследовал их (1 Петр 4:4; 2:11; 5:8).
В этом страхе, неуверенности и боли Петр дает свое обещание. Он уже заверил их, что они – «народ Божий», наследники обета «Я с вами» (1 Петр 2:10). Он поднимает своих собратьев над испытаниями и их врагами, даже над всем небом и землей, чтобы напомнить им, что тот Бог, который называет их «своим народом», также является их «верным Творцом» (1 Петр 4:19).
«Знайте это, братья и сестры мои, — говорит Петр в сущности, — Бог, который ходит с вами, есть не только ваш Спаситель, Искупитель и Господь, но и Творец гор, Творец небес». И для тех, кто искуплен кровью Иисуса, этот Творец не только могуч, но и верен — даже самым маленьким, самым уязвимым, самым страдающим среди своего народа.
Творец над созданием
Если ы примем Бога как нашего верного Творца и Спасителя в наших страданиях, мы начнем находить два неподвижных камня под нашими ногами. Во-первых, Бог управляет всем творением от высшего и до самого низшего, от самого дальнего до самого близкого — от орбит планет в невидимых галактиках до теней листьев на нашем переднем дворе.
Страдания аудитории Петра могли показаться удручающе случайными. Так же и с нашими собственными страданиями: жестокие супруги и плохие «друзья», некачественные машины и распространяющие вирусы — могут казаться, по всей видимости, неуправляемыми: произвольные угрозы в произвольном мире. Но здесь Петр напоминает нам, что за каждой тварью, одушевленной и неодушевленной, стоит — Творец, настолько погруженный в детали своего мира, что страдание достигает нас только тогда, когда Он в своей мудрости и любящей доброте считает «необходимым» (1 Петр 1:6; 3:17).
Подобно тому, как Бог говорит морям: «доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?» — (Иов 38: 11), так же он говорит и о наших страданиях.
Ни одна клевета не режет, ни одна опухоль не растет, ни одна стрела не летит, и ни одна чума не распространяется ни на миллиметр дальше, чем повелевает Всевышний. Каждому Бог говорит: «так далеко вы придете, как Я скажу, и не дальше» — и творение обязано повиноваться.
Владыка над нами
Однако господство Бога, как Творца распространяется не только на окружающее нас творение, но и на нас самих. Наши души, которые часто чувствуют себя такими хрупкими, находятся в объятиях Всемогущего. И никакое страдание не может проникнуть в эти руки, чтобы схватить людей, которых Бог защищает.
«Силою Божиею, — пишет Петр, — через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» — (1 Петр 1:5). Во всех скорбях, страхах, печалях и неуверенностях сила Божья окружает наши души, охраняя и оберегая нас — не от самих страданий, но от всего, что в конечном счете может нас уничтожить. Он дважды наш Творец — один раз по рождению, и второй раз по новому рождению (1 Петр 1: 3, 23), и Он не оставит дела рук своих.
Такова сила, которая лежит в основе обетования в конце послания Петра: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» — (1 Петр 5:10). После того как мы пройдем через «малое время» этой жизни, наш Создатель снова склонится к праху и вернет дыхание в Свои Творения. Тогда парализованные ноги снова будут ходить, слепые глаза снова будут видеть, покрытая шрамами кожа снова будет чувствовать. Тогда осколки каждого разбитого сердца будут сложены вместе, каждая рана, видимая и невидимая, будет связана навечно.
Наш Создатель обладает всеми способностями, и даже намерениями создавать все новое и помещать нас в мир, где не существует даже такого понятия «страдания».
Служители со шрамами на руках
Когда вы встретите таких христиан, которые доверяют Богу как своему верному Творцу, вы почувствуете это. У таких Святых есть отметина, которую они не могут скрыть. Они не только проходят через страдания с неизменным миром в Иисусе; они также проходят через страдания с оглядкой на других: «пусть те, кто страдает по воле Божьей, вверяют свои души верному Творцу, делая добро».
Доверив свои хрупкие души верному Творцу, они нашли в себе мужество собрать разбитые осколки своей жизни, вручить их Иисусу и верить, что Он все еще способен взять то, что когда-то было разбито, и создать совершенно прекрасно новое. Эти люди будут говорить утешение с дрожью в голосе и полным сердцем искренности, или тянуться к другому с покрытыми шрамами руками. Но они все еще говорят, все еще достигают, все еще служат, принося сокровище Божье другим в глиняном кувшине.
Почему? Потому что Создатель звезд хранит их как зеницу ока. Потому что Архитектор нашей земли считает каждый их волосок. Потому что Создатель гор держит их души во впадине своей руки. И с Ним они в безопасности.
Автор — Скотт Хаббард, редактор desiringGod.org