Семья – самый лакомый кусочек для дьявола. Он нацелен уничтожить и разрушить союз между мужчиной и женщиной. Его стратегии развиваются по всем фронтам, как через внешние факторы, так и изнутри. Больше всего от этого страдают дети. Но как сохранить семейные отношения, безболезненно разрешать конфликтные ситуации, слышать самых близких и быть чуткими к их потребностям? Желание Бога – явить Свою любовь и славу в этот мир через семью. Об этом мы побеседовали с епископом, старшим пресвитером Свердловского объединения РЦХВЕ Алексеем Кобелевым.
– Алексей, в своих семинарах Вы обучаете триединой модели родительства в христианской семье. В чем ее суть?
– Родители ищут и выбирают стратегию воспитания детей, но часто ее диапазон расположен между очень строгим и очень свободным подходами. В связи с этим у взрослых возникает вопрос, что выбрать: японское воспитание, еврейское воспитание, спартанское воспитание?
Я назвал эту модель триединой, потому что лучший воспитатель личности – это Господь, а Он – Триединый. В богословии есть такой подход к объяснению Троицы, когда отмечается функция или роль каждой Личности Божества в деле спасения человека. Бог-Отец – Законодатель и Судья, Христос – Спаситель, Заступник, а Дух Святой – Помощник, Который реализует спасение внутри самого человека.
Три Личности пропорционально участвуют в деле спасения человеческой души. Суть триединого подхода заключается в равномерном сочетании строгости, защиты и участия в жизни детей.
Здесь важно подчеркнуть, что смещение акцента, то есть преобладание в родительском отношении к ребенку какого-то одного компонента, ведет к искажениям личности и характера. Например, если папа слишком жесткий, то есть компонент суда, строгости и дисциплины чрезмерно развит, то ребенок будет, с одной стороны, подавленный, напуганный и встревоженный и может уйти в себя, а с другой стороны – может быть неоправданно и неожиданно жесток. Сжатая «пружина» тревоги периодически будет срабатывать в виде нервного срыва. Поэтому равномерность важна.
– Каким образом лучше всего разрешать конфликтные ситуации?
– Лучше не допускать конфликтов и выстраивать отношения таким образом, чтобы избегать конфронтации. Хотя, наверное, это невозможно. Если даже не конфликты, то напряжение возникает в каждой семье, и это нормальная часть человеческой жизни. Я делаю вывод, что ключевым моментом между родителями и детьми является эмоциональная связь. Ответственными за ее создание и сохранение выступают родители.
Если обратиться к Новому Завету и задать себе вопрос, какой текст является главной рекомендацией для родителей в воспитании детей, то мы удивимся, что информации на этот счет очень мало. Новый Завет практически не поднимает эту тему. В реальности есть только один текст. Он дважды встречается в Новом Завете и звучит следующим образом: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Колоссянам 3:21).
Можно поработать с переводами, изучить данные места Писания, но я уверен, что мы придем к единственной центральной идее – необходимость чуткого построения отношений с детьми. Эмоциональная связь – это главный инструмент влияния в данном процессе.
Когда родители упускают эмоциональный контакт, теряя близость в отношениях с детьми, то они, тем самым, лишаются всех инструментов влияния. Особенно, если мы говорим о подростках.
В конфликтах важно, чтобы сердца родителей и детей соприкасались, чтобы была эмоциональная близость. Об этом говорит пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия 4:5-6). Удивительно, что именно на этом обрывается Ветхий Завет.
– А как на счет конфликтов между супругами?
– Конфликт – это крайняя ситуация. Супругам нужно быть устремленными друг ко другу, открытыми, воспринимать друг друга, как ценность, а не как средство. Это поможет сформировать здравые настройки в браке, в которых муж и жена всегда смогут найти взаимопонимание. Любую ситуацию, сложную, трагическую, конфликтную, они сделают рабочей, если умеют говорить друг с другом.
– В чем принципиальное отличие между культурой отмены и заветными отношениями?
– Наше общество сейчас находится в таких условиях, когда можно все. Главную роль играет исключительно прагматизм. Мы все – продукт культуры потребления. Каждый из нас живет с мыслью о том, как то или иное принесет выгоду лично мне, почему это хорошо лично для меня, каким образом это будет удовлетворять мои потребности.
Сегодня часто можно столкнуться с таким термином, как культура отмены. Это свойственно нашему обществу. Если что-то меня не устраивает или перестает благословлять, то я могу начать с чистого листа, перевернуть страницу, прекратить предыдущие отношения и вступить в новые. Мы быстро отменяем.
К сожалению, так как культура отмены действует между государствами, коммерческими корпорациями, то мы принесли ее и в семью, играя по этим правилам. Сегодня мало кого затруднит оставить свою жену, будучи сорокалетним, и найти себе супругу моложе и интереснее.
Но библейская культура – это культура завета. Если бы меня спросили, что в браке самое важное и в чем главная точка опоры, я бы ответил – отношения завета. Обратите внимание на то, что Всевышний невероятно высоко ценит именно это. Оба Завета, Ветхий и Новый, основаны на крови.
Бог по сей день не отменил Своих обещаний, данных еврейскому народу, несмотря на то, что они многократно предавали Его. Для Господа это не стало поводом выйти из заветных отношений. Он верен Своему слову, хотя вторая сторона – нет. Вот культура завета, обещания, клятвы. В Библии это прослеживается очень ярко.
Настоящий мужчина никогда не заберет свое слово обратно, чего бы ему это ни стоило. Так проявляется характер Божьего человека. Здесь хорошей иллюстрацией будет история благословения Исааком Иакова (Бытие 25). Когда отец понял, что младший сын обманул его и хитростью забрал первородство старшего брата, то все равно не отменил своего слова. Исав кричал, плакал и требовал благословения, но отец остался тверд в принятом им решении. Человек произносит слово и не может взять его назад. Вот, что характеризует мужчину!
– На Ваш взгляд, почему сегодня так много разводов даже среди верующих?
– Потому что наспех «состряпанная» семья. Брак, который возник налету; все случилось слишком быстро. Молодые люди не оценили своих возможностей, не всмотрелись всерьез друг в друга. Они вошли в брак по веянию моды, по собственному желанию, но не были к этому готовы.
Чем серьезнее мы подготавливаем молодых людей к семейным отношениям, тем лучше. Сюда входит добрачное консультирование, пасторские встречи, специально обучающие программы и семинары, которые помогают молодым людям понять своего партнера, себя, смысл, сущность и закономерность отношений в браке. Мне кажется, все это очень важно. Чем лучше мы выстроим фундамент, тем дольше простоит здание. Так и в семье. Стартовые позиции важны. К сожалению, молодые люди иногда легкомысленно относятся к браку.
Евангельские церкви занимаются реабилитацией. В нашей стране есть очень много центров, в которых человек получает помощь для преодоления различных зависимостей. Часто после прохождения таких программ люди вступают в брак. Иногда это второй или третий союз, и бывает даже восстановление старых разрушенных отношений, и здесь важно понимать, что это уже не идеальная ситуация.
Поэтому когда мы говорим о статистике разводов, то надо отметить, что часто именно в таких семьях, к сожалению, нередко случается разрыв союза.
– Почему важно обращать внимание на эмоциональные потребности человека?
– Верующие люди заточены на развитие высокой духовности. Для нас это очень важно, как некий императив. Но мы часто недооцениваем душевную составляющую человека. Хотя в определенных ситуациях именно она важнее. Если этим пренебречь, то мы столкнемся с риском развития душевных болезней.
Также верующие люди склонны замещать одно другим. Например, душевное духовным. При этом нам может казаться, что мы делаем все хорошо, но в реальности совершаем фатальную ошибку. И пробел в области душевных взаимоотношений и эмоциональных связей не простит ее.
Например, женщина нуждается в ласковом и добром слове, ей важно быть услышанной, ощутить мягкое прикосновение мужа к ее душе, провести с ним трогательное и нежное время, чтобы просто поговорить ни о чем или вместе помолчать, почувствовать, что супруг заинтересован в ее счастье и успехе. А мужчина, например, считает, что необходимо много молиться, посвящать время просмотру онлайн богослужений, посещению различных конференций, которые сделают его сильнее. Возможно, у него не так развита эмоциональность, но в итоге потребности жены не удовлетворены.
Духовное состояние человека сопрягается с эмоциональным довольно странным образом. Нам иногда кажется, что если мы исполнены Духом Святым, то не способны стремглав совершить ошибку. Но, увы, это не так.
Например, когда Моисей спускался с горы и нес скрижали, он возвращался с самого невероятного и потрясающего богослужения, что даже лицо у него сияло. При этом Господь предупредил его, что еврейский народ за это время успел впасть в грех идолопоклонства. Когда Моисей спустился и увидел все происходящее в народе, что он сделал? Разгневался и разбил скрижали. В этом поступке, как для Моисея, так и для народа аукнулись тяжелые последствия.
Почему-то он не смог совладать с собой и совершил ошибку эмоционального характера – разгневался. Что это? Аффект. Вот об этом я и говорю! Духовность и эмоциональное состояние человека странным образом связаны между собой. Нам иногда кажется, что исполнение Духом Святым защитит нас от ошибок эмоционального характера, но оказывается, что это не так.
Больше узнать о построении крепких взаимоотношений в семье между супругами и детьми вы сможете в прямом эфире из Санкт-Петербурга!