Обретай сердце мудрости!

  Я бы хотел поделиться с вами интересными мыслями, которые посетили меня на днях. Прошло десять лет с

 

Я бы хотел поделиться с вами интересными мыслями, которые посетили меня на днях. Прошло десять лет с тех пор, как умер мой отец. Десятилетие. Уже? Почти 20 процентов моей жизни прошло с тех пор, как я видел его в последний раз. Куда же ушло время?

Моему старшему ребенку недавно исполнилось 24 года. Мне кажется, что почти вчера я держал на руках этого драгоценного новорожденного и тихонько напевал ему, медленно расхаживая по больничной палате. Но на самом деле с тех пор я прожил 44 процента своей жизни. Куда же ушло время?

Тридцать шесть лет назад я начал встречаться с красивой 16-летней девушкой, на которой имел исключительную честь жениться четыре года спустя. Сцены из того жаркого, солнечного, летнего дня, когда все это началось, все еще живы для меня, и в них есть оттенок нового. И все же 65 процентов моей жизни ускользнуло с тех пор, как этот монументальный момент стал воспоминанием. Куда же делось время?

Куда делось время? Почему мы все задаем этот вопрос в той или иной форме — и задаем его снова и снова с течением лет? Это не значит, что мы не знаем ответа на этот вопрос. Каждый из приблизительно 3700 дней, прошедших с тех пор, как умер мой отец, 8800 дней с тех пор, как родился мой сын, и 13 200 дней с тех пор, как мы с женой начали встречаться, прошли точно так же, как и до этого. Дни накапливались с течением времени. Это простая математика.

Но, конечно, не математика сбивает нас с толку. Мы сбиты с толку чем-то гораздо более глубоким — тем, что эта жизнь, которую нам дали, это значительное существование со всеми его сладкими и горькими измерениями, проходит так быстро, а затем исчезает вовсе.

Мы все интуитивно понимаем, что наша жизнь имеет огромное значение. Даже когда нам говорят, что это не так, мы на самом деле не верим в это, а если и верим, то больше не хотим жить. Мы также интуитивно понимаем, что великая человеческая история со всеми ее коллективными триумфами и трагедиями имеет глубокое значение. Это не просто человеческое высокомерие, потому что большинство из нас, включая величайших из нас, всегда осознавали свою малость в космосе. Воистину ли молился Давид?

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то, что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8: 4-5).

Но, даже учитывая нашу малость, нельзя отрицать, что в человечестве существует что-то удивительное. Только беглый взгляд вокруг нас кричит об этом. Оттуда, где я пишу (на портативном компьютере, с беспроводным подключением к мировой сети!), я вижу проезжающие мимо автомобили, коммерческий реактивный самолет, летящий над головой, учебное заведение, предназначенное для помощи обездоленным детям преуспеть в школе, и талантливого садовника, тщательно культивирующего свои органические произведения искусства. Для меня эти явления — всего лишь часть «нормальной» повседневной жизни, но каждый из них представляет собой ошеломляющие слои человеческой изобретательности. И в довершение всего мой мобильный телефон (также подключенный к беспроводной сети) только что сообщил мне, что НАСА успешно запустило свою новую миссию на планету Марс.

Не отрицая наших великих и прискорбных способностей ко злу, каждый из нас является просто чудом в наших различных диапазонах интеллекта, способности к языку и коммуникации, склонности к инновациям, способности налагать порядок на хаос и вклад в коллективные человеческие достижения. Воистину ли молился Давид?

«Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями.  Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» — (Псалом 8: 6-10).

Бог наделил людей славой и честью быть сотворенными по Его образу и подобию (Бытие 1:26-27). Это глубокое значение, которое мы все интуитивно ощущаем, даже те, кто отрицает его. Наша жизнь наполнена огромным смыслом.

И все же, каждая из наших глубоко значимых земных жизней, какой бы короткой или долгой она ни была, так быстротечна. Мы смотрим на небеса, когда обнаруживаем, что 10, 24, 36 лет внезапно прошли. Нас постоянно поражает осознание того, что наша жизнь «скоро кончится, и мы улетим» (Псалом 89:10). Воистину ли молился Давид?

«Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий» — (Псалом 37: 5)

И действительно, Иаков сказал: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» — (Иакова 4:14).

Именно этот экзистенциальный опыт бытия «паром» приводит нас в замешательство. Мы находим странным наблюдать, как наша жизнь неумолимо движется вдоль континуума, оставляя переживания, которые чрезвычайно важны для нас во все более отдаленном прошлом, в то время как наш земной конец — конец единственной реальности, которую мы когда-либо знали — приближается с пугающей скоростью. Она постоянно застает нас врасплох.

С вечностью в наших сердцах

Но почему мы находим этот опыт странным и удивительным? Многие специалисты из различных отраслей когнитивных и биологических наук рискуют ответить на этот вопрос. Но точно так же, как подсчет количества прошедших дней не решает проблемы странности и удивления, которые мы испытываем, когда спрашиваем «куда ушло время?» — так и химическая механика сознания. И есть нечто большее в желании, которое пробуждает весь этот опыт, чем просто осознание и предвкушение нашей смертности. Воистину сказал автор Екклесиаста:

«Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» — (Екклесиаст 3: 11)

Бог дал нам способность постигать вечность, но, несмотря на то, что Он наделил нас многими чудесными способностями, Он не дал нам заглянуть в вечность прошедшую или вечность будущую, как бы мы ни старались. И из-за наших усилий овладеть запретным знанием — Бог лишил нас некогда свободного доступа просто вкушать от Древа Жизни и жить вечно (Бытие 3:22-24).

Мы — чудеса творения, чья жизнь наполнена великим смыслом, кто жаждет вечности, но чья жизнь здесь подобна пару. Неудивительно, что мы находим время загадочным.

Научи нас считать наши дни

Наше странное переживание течения времени — это больше, чем побочный продукт сознания, больше, чем просто экзистенциальная тревога по поводу смертности. Это напоминание и указатель.

Это напоминание о том, что мы — случайные существа и что глубокое значение, которое, как мы интуитивно осознаем, имеет наша жизнь, является производным значением. Хотя мы сотворены по подобию Божьему и наделены чудесными способностями, мы не существуем сами по себе и не определяем себя, подобно Богу. Напротив, «в нем мы живем, движемся и существуем» (Деян. 17:28), получая от Бога наши «отведенные периоды» жизни и «границы [нашего] жития» (Деян. 17:26). И краткость этих отведенных периодов жизни должна заставить нас воскликнуть: «Господи, дай мне знать мой конец и какова мера моих дней; дай мне знать, как скоротечен я!» (Псалом 37: 5).

И наш опыт глубокого сердечного стремления к вечности перед лицом такой краткости указывает на то, что мы действительно предназначены для такой вещи, как вечная жизнь. Для тех, у кого есть глаза, чтобы видеть, это указывает на Евангелия. Ибо Бог вновь открыл нам путь к Древу Жизни, к вечной жизни, и этот путь лежит через Его Сына Иисуса (Иоанна 3:16;14:6; Римлянам 6:23; Откровение 2:7).

Те моменты, когда мы спрашиваем «куда ушло время?» являются напоминанием о том, что «всякая плоть есть трава, и вся красота ее подобна полевому цветку. Трава увядает, цветок увядает, когда на него дует дыхание Господа» (Исаия 40:6-7). И они являются указателями на реальность того, что хотя наши «дни подобны траве», все же «непоколебимая любовь Господа от века к веку к тем, кто боится Его» (Псалом 102:15-17). Эти моменты приходят к нам для того, чтобы «научить нас исчислять дни наши, дабы мы могли обрести сердце мудрости» (Псалом 88:13).

 

 

Автор статьи — Джон Блум, штатный писатель desiringGod.org


 

Источник 

 

 

 

 

 

Leave a Comment