Допустим, вы беседуете с другим членом Церкви на тему вопроса, с которой вы не согласны. Например, как экологическая этика влияет на то, какие продукты мир предпочитает употреблять, или как способность президента назначать судей Верховного суда влияет на ваш голос, или же, как вы собираетесь воспитывать своих детей этой осенью.
Как вы должны вести себя в этом разговоре? Какие риски и аргументы вы должны взвешивать до, вовремя и после вашей беседы?
Мы совместили восемь вопросов для вашего рассмотрения.
- Насколько важен этот вопрос?
В Послании к Римлянам 14 Павел обращается к тем, кто был убежден, что ветхозаветные законы о пище все еще связывают верующих. У самого Павла была своя позиция по этому вопросу, как мы увидим позднее. Но одной из его ключевых целей было помочь обеим сторонам увидеть, что на карту поставлены гораздо более важные вопросы.
Павел призвал обе стороны подумать о том, что было бы самым важным, и выстроить свою беседу и поведение таким образом, чтобы они соответствовали Божьему учению.
Поэтому спросите себя: насколько важен для вас или вашего собеседника этот вопрос? Насколько это важно по отношению к Евангелию? Говорю ли я о данном вопросе так, чтобы всем было ясно, что я следую Евангелие?
- Насколько я уверен в своей позиции?
Насколько вы уверены в своей правоте? На каких доказательствах основано ваше суждение? Сколько таких свидетельств содержится в Библии и за ее пределами? Насколько полной является ваша оценка доказательств? Сколько людей, которые изучили доказательства так же или больше, чем вы, пришли к противоположным выводам?
Говорю ли я об этом так, чтобы всем стало ясно, что я знаю, что Евангелие важнее?
Вы так же уверены в своей позиции, скажем, в голосовании по одному вопросу, как и в учении о Троице? Вы так же уверены в своей позиции по внешней политике США, как и в оправдании только верой? Вы так же уверены в необходимых средствах для исправления расовой несправедливости, как и в исключительности Христа?
Первый шаг — это осознание того, что у вас, вероятно, есть разные уровни уверенности в различных убеждениях, которых вы придерживаетесь. Некоторые из них с большей вероятностью окажутся неправыми, чем другие, и вы с большей вероятностью измените свое мнение о некоторых, чем о других. Опять же, то, как вы говорите об этих более спорных вопросах, должно ясно показать, что вы менее уверены в своей позиции по ним, чем в благой вести Христа.
- Могут быть разумные христиане не согласны?
Это означает, что мы можем признать друг друга не только как братьев и сестер, но и как братьев и сестер с правильно функционирующими рациональными способностями, даже если в конце разговора мы все еще не согласны.
Можете ли вы легко понять, как тот, кто верит во Христа, ходит в святости и сознательно стремится подчиниться авторитету Писания, может быть убежден в иной позиции, чем вы, относительно того, следует ли крестить младенцев или только верующих? Я могу.
Так вот, это вопрос второго уровня, а не третьего, поскольку нам нужно договориться о том, кто должен быть крещен и что считается крещением, чтобы сформировать местную церковь. Но моя точка зрения такова: насколько велик ваш запас интеллектуального сочувствия?
- Можем ли мы не соглашаться друг с другом и быть членами одной церкви?
Христиане должны договориться о двух вещах, чтобы сформировать церковь – это евангельское учение и евангельская политика. Почти каждая часть здорового утверждения веры довольно хорошо вписывается в одну из этих двух категорий. Точно так же должно выделять существенные этические обязательства по отношению ко Христу и друг к другу. Почему это имеет значение? Потому что любой нераскаявшийся грех или ошибка, за которую Церковь в принципе удалила бы члена, должны быть прослежены, по крайней мере, косвенно.
За этими двумя категориями лежат обширные горные хребты теологических позиций, политических убеждений, практических предпочтений и многого другого.
Итак, в чем же вы можете не соглашаться и при этом оставаться членами одной церкви? Чем больше, тем вы можете поместить в эту категорию, тем легче продвигать и сохранять единство.
Насколько велик ваш запас интеллектуального сочувствия?
Вот еще один способ поставить вопрос: «Могу ли я удовлетворенно оставаться членом этой церкви, когда другие члены церкви не согласны со мной по этому вопросу?»
- Ценю ли я аргумент выше человека?
Выиграть спор, но потерять человека – очень легко. Сделать это — значит потерять гораздо больше, чем вы думаете, что приобрели.
Какая польза человеку от того, что он набирает все риторические очки в мире, но при этом происходит отчуждение души его брата?
Книга Притчей полна советов о том, как сформулировать свои слова в соответствии с потребностями, как момента, так и состояния человека, к которому вы обращаетесь:
«Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» — (Притчи 15:23).
«Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» —(Притчи 25:11).
«Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» — (Притчи 25:15).
Вы можете не выиграть спор, но вы можете посадить семена истины, которые ваша дружба может полить. Если дружба «дышит на ладан», не убивайте ее. Живите, чтобы любить еще сильнее.
- Ставлю ли я этот вопрос выше единства церкви?
Иногда молчание бывает красноречивым или даже оглушительным. Шерлок Холмс, как известно, заметил собаку, которая не лаяла. Если собака не лаяла, то она должна была знать человека, который пробрался через двор посреди ночи! Итак, тайна была раскрыта.
Я думаю, что Послание к Римлянам 14-15 содержит одно из самых красноречивых молчаний во всем Писании.
В этих главах рассматривается вопрос о том, являются ли церемониальные законы из Ветхого Завета, такие как правила питания, обязательными для новозаветных верующих. Теперь у Павла есть позиция по этому вопросу: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).
Итак, есть позиция Павла, но вот молчание: в дискуссии, которая занимает полторы главы, он не предлагает ни одного аргумента в поддержку своей позиции! Ноль процентов слов, стремящихся убедить тех, кто не согласен. Он хочет помочь христианам с по-разному выверенной совестью жить в гармонии. Его цель — не полемическое убеждение, а пасторское миротворчество.
Подобно Павлу, цените единство церкви превыше всех ваших проблем. Подобно Павлу, помогайте другим христианам любить через несогласие. Подобно Павлу, освободите место в своих чувствах для христиан, которые не согласны с вами.
- Подходящее ли сейчас время и место для этого разговора?
Здесь я сосредоточусь только на одном приложении: социальных сетях.
Подумайте о Послании к Ефесянам 4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Это краткое изложение библейского общения в одном предложении. Оно учит нас говорить правильные слова верным образом в нужное время.
Чрезвычайно трудно исполнить Послание к Ефесянам 4:29 в социальных сетях, поскольку социальные сети не являются нейтральным полем коммуникации. Это склон, который круто наклоняется к конфликту. Почему так трудно исполнить Послание к Ефесянам 4:29 в социальных сетях? Приведу, вкратце, несколько факторов.
1) социальные медиа обладают «эффектом расторможенности в интернете».
В интернете вы говорите слова, гораздо более строго, которые вы когда-либо осмелились сказать бы лицом к лицу. Все виды обычной осторожности, сдержанности, чувствительности и сочувствия вылетают в окно, когда вы разговариваете с картинкой на экране, а не с человеком из плоти и крови.
2) в социальных сетях отсутствуют «градиенты чувств»
Часто вы не знаете, с кем говорите или кто вас слушает. В ваших руках мало контроля над тем, кто слышит и отвечает. Ефесянам 4:29 призывает нас говорить «как подобает случаю», но в социальных сетях нет никакого повода. Постинг может быть похож на запуск фейерверка в толпе. Возможно, вы и не собираетесь никого поджигать и обижать, но есть приличный шанс, что кто-то воспламенится от одного из ваших снарядов, состоящих из неверных слов.
Вы говорите иначе в помещении с сотней человек, чем с другом, один на один, в вашей гостиной. Можно легко относиться к социальным сетям как к гостиной, когда на самом деле это больше похоже на толпу оборотней, собирающуюся вокруг того, у кого самый громкий лай.
3) социальные сети соблазняют вас взять на себя роль учителя, не имея подготовки.
Другими словами, социальные сети дают каждому право глаголить свою истину. Более традиционные средства массовой информации, скажем, проповеди или лекции в классе, книги, журналы или газеты проходят через привратников контроля качества. Старейшины и паства проверяют пастора. Директор или декан проводит собеседование с потенциальным учителем. Редакторы прочесывают репортерскую статью, прежде чем она попадет в печать. Но в социальных сетях все, что вам нужно сделать, это ответить на это постоянно манящее приглашение, на вопрос: что ты думаешь об этом, Робби?
Социальные сети, таким образом, соблазняют нас игнорировать два самых отрезвляющих предупреждения Иакова:
«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» — (Иакова 1:19-20).
«Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» — (Иакова 3:1-2).
Поэтому, прежде чем вы нажмете «ответить» или «опубликовать» спросите себя: это подходящее время и место для этого разговора?
С вами приятно не соглашаться? Это может звучать как оксюморон. Но я могу вспомнить не одного человека, которого хорошо знаю и с которым мне приятно не соглашаться.
С вами приятно не соглашаться? Почему? Потому что они так кротки и милостивы, так милосердны и добры, что разногласия только демонстрируют глубину их любви к вам и глубину их приверженности Христу, которого мы оба исповедуем.
Льюис славился тем, что с ним легко было не согласиться. Один из его бывших учеников, Джордж Уотсон, сказал это о нем спустя десятилетия после его смерти:
«Лучший учитель, который у меня когда-либо был, и лучший коллега, он не просил и не ожидал, что я разделю его убеждения… его манеры можно было бы описать как вежливо-безжалостные… его страстями, помимо самой литературы, были люди и споры, но он не часто совершал ошибку, пуская их… у него была энергия без яда; и он был щедр… Если бы меня когда-нибудь спросили, чему я научился у него, я бы ответил: искусству несогласия».
Пусть Бог научит нас этому искусству.
Автор — Бобби Джеймисон, помощник пастора баптистской церкви Капитолийского холма в Вашингтоне.