«Распространена глупая идея, что хорошие люди не знают, что такое искушение. Это явная ложь. Только те, кто пытается противостоять искушению, знают, насколько оно сильное… Человек, который поддается искушению через пять минут, просто не знает, как это было бы через час. Вот почему в определенном смысле плохие люди очень мало знают о зле. Они живут замкнутой жизнью, всегда уступая» — писал К. С. Льюис в книге «Просто христианство».
В борьбе с нетерпением мы можем не думать об Иисусе как о сочувствующем друге. В конце концов, Он прожил всю свою земную жизнь, ни разу не поворчав в медленно движущейся толпе, не поставив под сомнение Божье время и не посетовав на невежество своих соседей. В отличие от нас, с младенчества и до дня своей смерти Иисус всегда сопротивлялся искушению согрешить.
Но, как указывает К.Льюис, это делает Христа самым понимающим другом, Которого мы могли бы иметь.
Искушенный мгновенным удовлетворением
В начале своего земного служения Христос был введен Духом в пустыню «для искушения дьяволом» (Мф.4:1). Мы с вами обычно впадаем в искушение по нашей глупости — наше «собственное желание» заманивает нас в пустыню греха (Иакова 1:14). Но совершенная праведность Христа не давала сатане возможности для случайной встречи. Ему нужно было записаться на прием. И в условленное место и время сатана явился подготовленным со всеми имеющимися в его распоряжении инструментами.
Иисус был утомлен и слаб после 40 дней без пищи (Мф.4:2), и первым маневром сатаны было соблазнить Его на мгновенное удовлетворение: «Прикажи этим камням стать хлебами», — сказал он нашему Господу (Мф.4:3). Зачем доверять Богу, чтобы Он дал то, что лучше всего? Зачем искать удовлетворения за пределами своих сиюминутных желаний? Зачем отдыхать в совершенное Божье время? Зачем ждать еще мгновение?
Один в пустыне, наш Господь встретил всю силу давления сатаны. Он выдержал искушение, намного превосходящее то, что перенес любой из нас, в конечном счете, до такой степени, что пролил свою кровь (Евр.12:3-4). В то время как мы часто поддаемся искушению всего через несколько мгновений, Христос сопротивлялся всю жизнь.
Сатана регулярно размахивает фастфудом перед голодными людьми и предполагает, что поддаваться нетерпению вполне разумно. Зачем доверять Богу в вашем одиночестве, бездетности, безработице, трудных отношениях, и неожиданных неудобствах? Зачем ждать еще мгновение?
Хотя эти искушения чрезвычайно трудны, они присущи не только нам. Иисус «был искушаем во всем, как и мы, но без греха» (Евр.4:15). Приближаясь к Нему, мы «получаем милость и обретаем благодать» (Евр.4:16) в тот момент, когда сатана подталкивает нас к нетерпению. В лице Христе у нас есть божественный друг, который понимает наше искушение и призывает нас никогда не сдаваться.
Это придает нам мужества в нашей борьбе. Автор Послания к Евреям говорит, что «посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). Точно так же, как Христос молился за Петра перед его искушением (Луки 22:31-32), сейчас Он молится о том, чтобы мы обрели терпение.
Сами по себе мы не имеем долготерпения. Но нам не нужно стискивать зубы и проявлять терпение в наших собственных силах. Мы «бежим с выносливостью предоставленную нам дистанцию», потому что мы смотрим на Иисуса (Евр.12:1-2). Он основал нашу веру и совершенствует нашу веру ежедневно. Он победил власть греха, дает нам свою терпеливую выносливость (см. Откр.1:9) и постоянно молится за нас.
В лице Христа у нас, нетерпеливых людей, есть друг, в котором все мы нуждаемся.
Автор статьи — Меган Хилл, редактор портала Евангельской коалиции. Она является автором пяти книг, в том числе: «Терпение: Ожидание с надеждой» (P&R, октябрь 2021 года), «Партнеры по Евангелию: 50 медитаций для жен Пасторов и Старейшин» (P&R, апрель 2021 года) и «Место, которому нужно принадлежать: учимся любить Местную Церковь» (Crossway, май 2020 года).