Мы все видели эту ситуацию у малышей: момент, когда 3-летний ребенок просит у своего товарища малыша конкретную гоночную машину. И друг ему отвечает: «Нет, я играю с ней сам», и отвергнутый ребенок — вместо того, чтобы найти другую машинку и поиграть с ней или подождать своей очереди, садится в раздражении от оскорбленных чувств и недоброжелательности.
Мы все встречались с похожими ситуациями и у подростков, и у молодежи. Момент, когда домашнее задание и домашние дела 15-летнего подростка накапливаются одновременно с хорошей погодой и открытым пляжем. Поэтому вместо того, чтобы запланировать все быстро и качественно выполнить, он оплакивает свою гнилую домашнюю работу и несправедливость жизни.
Мы все видели это у взрослых. В тот момент, когда женщина превращается из матери в мученицу — в одну минуту она любит и жертвует ради своей семьи, в следующую минуту ей больно и горько, что весь ее тяжелый труд и самоотверженность не замечаются и не ценятся.
Этот угрюмый и привычный тиран — жалость к себе.
Грех в жалости к себе
Жалость к себе — это когда мы испытываем жалость к самим себе, особенно когда мы потакаем своим слабостям. С нами происходит что-то плохое, и мы решаем оплакивать свою потерю в одиночестве — поскольку никто другой, по-видимому, этого не сделает и не поймет нас вовсе.
Что интересно в жалости к себе, так это то, что, хотя она общепризнана как отрицательная черта среди христиан и нехристиан, это не то слово, которое вы можете найти в Библии. Его нет ни в списках пороков Посланий, ни среди семи смертных грехов.
И все же Библия может многое рассказать нам о жалости к себе. В каком-то смысле вся библейская история существует для того, чтобы пробудить нас от оцепенения смертельной жалости к себе и заставить принять единственную жалость, достаточно сильную, чтобы спасти нас — жалость Бога. Иисус проявляет Божье сострадание к грешникам: «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись» (Марка 1:41). Эта жалость достигает своего апогея на кресте Христа.
В корне грех жалости к себе состоит в том, что мы оцениваем себя и свои обстоятельства так, как будто Бог не является нашим милостивым Отцом. Когда мы снимаем Бога с картины, когда Его жалости к нам в смерти и воскресении Его возлюбленного Сына с постоянной помощью Его духа недостаточно, мы обращаемся к себе за любовью и жалостью. Когда мы верим, что в Божьей любви есть пробелы, и мы используем наши обстоятельства в качестве доказательства — мы склонны предпринимать действия, чтобы заполнить эти пробелы любовью к себе или жалостью к себе.
Нуждающийся перед Богом
Писание показывает нам лучший путь. Вспомните о Давиде. Псалом за псалмом он подробно описывает поистине жалкие обстоятельства, в которых часто оказывался. Преданный, преследуемый, затаившийся в пещере — у Давида были все основания жалеть себя.
И все же он сделал нечто совсем иное — он вознес свои жалкие обстоятельства к Богу в молитве. «О Боже, услышь мою молитву; прислушайся к словам моих уст. Ибо чужеземцы восстали против меня; безжалостные люди ищут моей жизни; они не ставят Бога перед собой» (Псалом 54:2-3). Давид не скрывал своей острой потребности. Он не стеснялся в выражениях и не говорил фальшиво: «не беспокойся обо мне. Я в порядке».
Но обратите внимание, что он говорит о врагах, которые хотели убить его: «они не ставят Бога пред собою» (Псалом 54:3). Это действительно грех. Это грех-игнорировать Бога — оставлять его вне наших уравнений и нашей повседневной жизни. Именно потому, что Давид поставил Бога перед собой, он избежал греха жалости к себе. В Псалмах Давид показывает нам, что значит жить «coram deo» — то есть перед лицом Бога.
Когда его теснили близкие враги, когда его друзья оборачивались против него, когда казалось, что вся надежда потеряна, Давид жил с Божьей всемогущей властью и всеохватывающей любовью, несущей на себе все обстоятельства.
Он не жалел себя
Вспомните нашего Господа и Спасителя — Иисуса. Если когда-либо человек и имел право на жалость к себе, то именно этот человек, хотя и был безгрешен, был несправедливо обвинен. Этот человек исцелял больных, давал хлеб всем голодным и изгонял бесов, но его презирали и отвергали, плевали на него и издевались. Хотя его и поносили, он не отвечал взаимностью. И даже когда он висел на кресте, он сделал «coram deo» — перед лицом Бога, взывая к нему: «Боже мой, Боже мой, почему ты оставил меня?» (Марка 15: 34). Даже претерпевая гнев Божий за грешников, Иисус никогда не выводил своего Отца из своей жизни.
Проблема жалости к себе — это проблема мировоззрения. Жалеющие себя люди не ставят Господа перед собой таким, каков Он есть на самом деле — славным, добрым, суверенным и справедливым. Они главным образом поставили себя и свои обстоятельства в поле своего зрения. Вместо того, чтобы взывать к Богу в наши большие и малые моменты горя, жалость к себе заставила бы нас хныкать в страданиях наших собственных сердец.
И жалость к себе часто распространяет это несчастье, манипулируя, требуя, чтобы другие люди сосредоточили все свое внимание на наших обстоятельствах, независимо от Бога. Народ Божий призван нести бремя друг друга и с сочувствием идти вместе через испытания и трудности. Но жалость к себе искажает этот прекрасный замысел в пользу того, чтобы наше общение основывалось на обстоятельствах, а не на нашем союзе со Христом.
Лекарство от жалости к себе
Лекарство от жалости к себе начинается с понимания того, насколько жалко себя на самом деле. Наша собственная жалость к себе может вызвать некоторое сочувствие со стороны сочувствующих, особенно тех, кто склонен жалеть других. Но в конечном счете это не может поспособствовать во благо или сделать ничего, кроме плохого самочувствия. Жалость к себе может преуспеть в привлечении внимания и помощи со стороны других, но она не может дать исцеляющую мазь. Только Божья жалость и любовь может успокоить нашу душу и сердце.
Только когда мы обратимся к Христу и через Него узрим несравненную любовь нашего Отца, наша жалость к себе усохнет и умрет — наконец, проявившись как самозванец, каким она является на самом деле в свете могущественной жалости Бога, Его решающей благодати и Его жертвенной любви.
Когда мы вкушаем и видим благость Бога в Его Сыне и Его Духе, жалость к себе становится жалкой заменой — хуже того, насмешкой над Богом, Который есть любовь. Когда мы обращаемся к нашей собственной жалости, нашей собственной любви для удовлетворения и помощи, мы по существу отрицаем Бога, Который создал нас и показал нам значение любви, ибо «любовь не в том, что мы возлюбили Бога, но в том, что Он возлюбил нас и послал Сына Своего умилостивить за наши грехи» (1 Иоанна 4:10).
Мы можем доверять состраданию и жалости нашего Отца. Он знает наши обстоятельства и печали лучше, чем мы сами. Нет ни одного обстоятельства нашей жизни, которое не прошло бы через сито Его суверенной любви к нам. Верою мы возвещаем вместе с Давидом: «я поставил Господа всегда пред собою; ибо Он одесную Меня, и я не поколеблюсь» (Псалом 16:8).
Автор статьи — Эбигейл Доддс
Источник: https://www.desiringgod.org/articles/woe-is-me
Источник фото: https://www.desiringgod.org/articles/woe-is-me