В 1990 и 1991 годах я возил школьников в Швейцарию и Германию на учебу в январе. Оба раза мы посещали печально известный концентрационный лагерь Дахау. Стоять там, где творилось зло, где похоронено, по меньшей мере, 35 000 евреев, было эмоционально тяжело. Находясь у захоронений, я был поражен, что в этом месте зеленела трава, и протекал тихий ручей.
Как земля концлагеря могла излечиться? Как Германия смогла стать процветающей и функционирующей демократией? Как люди снова смогли стать человечными и цивилизованными?
За этими вопросами стоит еще более важный вопрос. Что является движущей силой человечества? Мы можем понять, кем являемся в истории, сопоставив два разных ответа на этот вопрос: один — от английского философа XVII века Томаса Гоббса, а другой — от еврейского пророка Исаии.
Рассказ Гоббса о вечном конфликте
Гоббс жил во времена разрушительной гражданской войны в Англии 1642-1651 годов. Он боялся социального хаоса и написал трактат «Левиафан», чтобы беспорядок не повторился. По мнению философа, сильный диктатор должен укрощать жестокие инстинкты людей и обеспечивать справедливость.
Для Гоббса естественное состояние людей — это вечная война друг против друга, а жизнь, следовательно, «одинока, бедна, противна, жестока и коротка». Мы запираем двери на ночь, а если бы вдруг оказались запертыми в комнате со своим заклятым врагом, не выпускали бы оружие из рук. В этом страшном мире нам следует полагаться на два закона: во-первых, лучше жить в худом мире, чем в доброй ссоре; а во-вторых, учитывая склонность человечества к конфликтам, самооборона является естественным правом. Таким образом, государство имеет полномочия принуждать к порядку и подавлять непокорных инакомыслящих.
И Гоббс прав. История человечества полна конфликтов и насилия. В Первой мировой войне погибло 22 миллиона солдат и гражданских лиц, и еще 23 миллиона были ранены. Казалось, эта война положит конец всем войнам. Но не успело даже одно поколение вырасти в мире, как человечество снова оказалось в состоянии войны, причем еще более жестокой и разрушительной. Из-за Второй мировой войны погибло 85 миллионов человек за шесть лет.
Можно подумать, что все эти потери доказали, что следует прекратить массовые убийства, но в то же время 60 миллионов человек погибли по политическим причинам из-за тирании марксистско-коммунистических режимов Советского Союза, Китая и Камбоджи.
Один только 20-й век, по-видимому, подтверждает теорию Гоббса о том, что мы живем в состоянии постоянного конфликта, и что движущей силой истории является коллективное желание людей либо вести войну, либо защищаться, вступая в войну. Хотя многие упорно трудятся во имя мира и развития цивилизации, для других позиция Гоббса справедлива: силы разрушения определяют человеческую историю.
Более глубокий взгляд Исайи
Другой ответ можно найти у пророка Исаии, который получил видение о Боге, бодрствующем над Словом. Книга Исаии считается одним из пророческих толкований человеческой истории. В ней рассказывается о хаотичных и раздираемых войнами эпохах: завоевание Израиля Ассирией в 722 году до нашей эры, опустошение Иудеи и Иерусалима Вавилоном в 586 году до нашей эры. В некотором смысле Исаия жил в мире Гоббса.
Но пророк знал, что Бог — Господь всех народов — действовал через людей ради справедливости, несмотря на жестокость и хаос того времени. Исаия видел более глубокий смысл происходящего: Бог судит, изменяет и направляет человеческую историю к тому дню, когда мечи и копья будут превращены в орала и серпы (Исаия 2:4), когда все богатства мира придут в Иерусалим, и люди больше не будут плакать, а вместо этого будут наслаждаться общим богатством, уважением друг к другу и возносить любовь и хвалу к Создателю Небес и земли.
В главах 58 и 61 пророк описывает свое видение: особая группа людей восстанавливает разрушенные города, инфраструктуру, исцеляет сердца людей от ненависти, печали, искореняет насилие и горе. Они готовят новое поколение, готовое приветствовать Господа всех народов.
Последнее слово будет не за войной
Для Исаии война не имела решающее значение, хотя она реальна и ужасна. Через всю историю людей и народов красной нитью проходит влияние Божьего водительства, которое помогает преодолеть разрушения и встать на путь истинный. Бог борется добром со злом. Подобно великому дирижеру оркестра, Он ведет партитуру человеческих жизней мимо какофонии разрушения к грандиозному крещению, где Его народ празднует жизнь в сообществе с Ним и друг с другом. В жестоком мире способ увидеть Божье провидение в действии — это участвовать вместе с Богом в борьбе за справедливость, праведность, мир и самореализацию человека против сил разрушения.
Другая сила движения истории — та, которую предсказал Исаия: сила восстановления, которая восстанавливает руины, отстраивает стены, залечивает раны и закладывает фундамент для нового Неба и новой земли.
Но мы должны задать вопрос: является ли вера Исаии простой проекцией желаний? Является ли это опиумом для обезболивания безнадежности? Нет, вера Исаии и принцип божественного восстановления так же реальны для человеческой истории, как и принцип разрушения Гоббса.
Божья телеология в действии
В 2007 году я отправился на пляжи Нормандии вместе с экскурсией. Мы пришли на пляж Омаха, где 6 июня 1944 года было убито и ранено почти 2400 американских солдат. Какой ужас, какая трагедия! Но на пляже было тихо, шумели только разбивающиеся о берег волны. Позже в тот же день мы отправились на американское кладбище, одно из самых благородных, красивых и манящих мест в мире. Как могут стать красивыми последствия ужасных бесчеловечных событий? Как можно восстановить, перестроить и исцелить такие места, как Омаха и Дахау (и тысячи других подобных мест по всему миру)?
Надежда не испарилась из человеческих сердец. Цивилизация продолжает развиваться. Дети рождаются и взрослеют. Красота все еще рождается, а вера в Бога и доброту остается нерушимой. Руины не могут созидать. Зло не может породить добро. Но Господь борется за искупление среди хаоса, как и предсказал Исайя. Остается только один вопрос: во что вкладываемся сегодня мы?
Автор статьи — Деннис Л. Сэнсом, заведующий кафедрой философии Сэмфордского университета в Бирмингеме, штат Алабама.