Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Евхаристия (греч. — благодарение, благодарность, признательность), Святое Причастие, Вечеря Господня, Хлебопреломление — таинство, заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их употреблении. Согласно апостолу Павлу, при этом христиане приобщаются к Телу и Крови Иисуса Христа (1Кор. 10:16, 1Кор. 11:23-25). Поэтому неудивительно, что ранние христиане стремились сохранить на своих надгробиях различные символы евхаристии. Они видели в ней «источник и вершину» своей христианской жизни и хотели, чтобы великая тайна была представлена на месте их вечного покоя. С тех пор христианские художники постоянно возвращались к этим ранним изображениям таинства для вдохновения, они являются одними из самых распространенных символов, встречающихся сегодня в церквях. Вот пять общих символов Святого Причастия, найденных в раннем христианском искусстве, представляющих различные аспекты «Таинства всех таинств».
- Пшеница
Иисус сказал в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанна 6:35). Пшеница — основной ингредиент хлеба, поэтому она быстро стала связана с евхаристией, «хлебом жизни». Иисус, предвещая Свою собственную смерть, использовал аналогию с пшеницей, говоря: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанна 12:24). Поскольку смерть Иисуса напрямую связана с евхаристией, символ пшеницы становится ее многогранным представлением.
- Виноград
Иисус установил Святое Причастие на Тайной Вечере, взял чашу и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Марка 14: 24-25). Для приготовления вина виноград подвергается давке, именно поэтому он стал еще одним символом, связывающим евхаристию со смертью Иисуса на кресте.
- Корзина с хлебами и рыбой
Среди многих историй в Евангелиях история умножения хлебов и рыбы выделяется как предзнаменование Хлебопреломления. Это подчеркивается, когда Иисус совершает акт разлома хлеба, подобно тому, что происходит на Тайной Вечере: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу». (Матфея 15:36).
- Свадьба в Кане
Свадебный пир в Кане с самого начала использовался для представления служения Хлебопреломления. На свадьбе Иисус превратил воду в вино, во время богослужения вино представляет Кровь Христа.
- Обед семи учеников
Образ, визуально похожий на свадебный пир в Кане, — «обед семи учеников». Этот образ напоминает встречу воскресшего Господа с учениками у Галилейского моря, где «Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (от Иоанна 21:13). Эту встречу часто называют «Иисус является семи ученикам». Опять же, еще одно предзнаменование евхаристии.
Источник
Перевод Натальи Починовской, специально для ТБН