Образ героя. Его глаза заблестели. Ионафан приложил свою покрытую сахаром руку ко рту и продемонстрировал силу одного из благих даров Божьих в сотворенном Им мире. Это сила, которую мы все познали, даже испытали на вкус, и все же многие из нас настолько привыкли к ней, что уже с трудом узнают.
В этот момент усталая, голодная армия Израиля нуждалась в быстрой энергии. В тот день они «были в тяжелом положении», преследуя бегущего врага, но их царь Саул, отец Ионафана, дал опрометчивый обет: «Проклят человек, который ест пищу, пока не наступит вечер, и Я отомщу врагам моим» (1 Царств 14:24). Преследуя своего врага по горячим следам, люди вошли в лес и оказались окруженными Божьим промыслом: «вот, на земле был мед» (1 Царств 14:25). Золотой, вязкий, жидкий сахар — как манна, с медом, которая покрывала землю для народа Божьего каждое утро в пустыне (Исход 16:14). Бог все предусмотрел, но Саул, не обладая особой мудростью, дал свою глупую клятву.
Ионафан, однако, не слышал слов своего отца. Итак, он вошел в лес, получил божественный дар, и «глаза его заблестели» (1 Царств 14:27).
Войско Саула действительно настигло врага и победило его, но из-за опрометчивого обета Саула не есть «народ был очень слаб». Одержав победу, они потеряли самообладание и «набросились на добычу, взяли овец, быков и телят и закололи их. И народ ел их с кровью» (1 Царств 14:31-32). От какой боли и страданий они были бы избавлены, если бы, подобно Ионафану, «вкусили немного меда» (1 Царств 14:29, 43), чтобы осветить свои глаза и оживить свои силы.
В конце концов, их победа не обошлась без серьезных и ненужных трудностей. Народ спасает Ионафана от падения жертвой обета, и он объявляет безумие своего отца:
«И сказал Ионафан: смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду» — (1 Царств 14:29-30).
Дважды Ионафан говорит: «Немного меда». Ему помогла всего лишь маленькая капелька. Слишком многое сделало бы его еще не пригоднее для войны. Тем не менее, здесь, в этом, казалось бы, незначительном эпизоде в истории Израиля, мы имем то, что может быть нервирующим взглядом в наш современный мир, где мы окружены медом и испытываем большие трудности, ограничивая себя лишь немного.
Ложки сахара
С исторической точки зрения поразительно, сколько сахара мы потребляем сегодня. То, что в библейские времена было золотистой липкой жидкостью, сегодня приходит к нам в виде рафинированного белого гранулированного столового сахара, уже испеченного и сваренного в чрезмерных пропорциях во многих продуктах и напитках, которые мы потребляем ежедневно. По словам Джея Ричардса, «в 1700 году жители Запада ели очень мало сахара — скажем, четыре фунта в год. Даже в 1850 году мы в среднем получали всего несколько фунтов на человека в год. Так вот, теперь каждый из нас в среднем съедает более ста фунтов сахара в год… большая часть его содержится в обработанных продуктах, которые даже не кажутся нам сладкими» («Eat, Fast, Feast» 42-43 стр.).
Оценки действительно различаются. «Американцы потребляют до 77,1 фунта сахара и связанных с ним подсластителей на человека в год, согласно данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов», но все же «Это почти в два раза больше, чем рекомендует министерство, основываясь на 2000-калорийной диете» («Варварская история сахара в Америке»). Но никто не сомневается в том, что объективно, наглядно и почти без исключения мы потребляем сегодня гораздо больше сахара, чем люди за всю историю, за исключением только прошлого столетия.
Ожирение среди американцев выросло почти на 30 процентов всего за последние три десятилетия, в то время как уровень диабета почти утроился. Было бы наивно считать сахар единственной причиной. И, возможно, столь же наивно не считать, что чрезмерное потребление сахара сыграло значительную, если не главную, роль. И, конечно, никто из нас не хочет этого слышать, потому что это так вкусно! Что даже один день без сахара мы себе и представить не можем.
Тяжелее, медленнее, не здоровее
Для многих читателей это не новость. На протяжении более чем одного поколения растущий хор голосов предупреждал, что «мы потребляем намного больше сахара, чем наш организм способен вынести» («Что не так с современной диетой?»).
Имея дело с человеческим телом, даже самым ярым эволюционистам трудно избежать таких слов, как «оснащенный», «построенный» и «спроектированный» организм. Человеческое тело и мозг с их способностью двигаться и приспосабливаться — это самый впечатляющий шедевр во всем физическом творении, венец и кульминация творения тех первых шести дней (Бытие 1:26-31).
Божий добрый замысел приспособлен для работы с сахаром — как медленное высвобождение глюкозы, когда пищеварение расщепляет сложные углеводы, так и ее быстрое высвобождение из простых углеводов (ни одно из них не происходит быстрее и труднее, чем когда мы пьем сахар с водой — безалкогольные напитки и соки).
Глюкоза, из сахара, может быть источником необходимой энергии для мышц, но она также токсична в кровотоке. Наш мозг призывает инсулин на помощь, чтобы удалить его из нашей крови, и когда мышцы, которые имеют мало запасов, уже хорошо снабжены, сахар превращается в жир и хранится в хорошем центральном месте — в отходах и бедрах. Несмотря на популярный миф о том, что употребление жиров делает наш организм толстым, именно чрезмерное потребление сахара для большинства из нас, сидящих на современной диете, вносит гораздо больший вклад в наши нежелательные жировые запасы.
К сожалению, поколение за поколением те, кому поручено изображать Бога в Его сотворенном мире, становятся тяжелее, медленнее, ленивее и более нездоровыми. Растущая череда болезней, таких как ожирение, болезни сердца, высокое кровяное давление, диабет 2 типа, инсульт и рак, сокращают и обременяют дыхание пара нашей жизни еще больше, чем уже есть.
Маленькая теология меда
Многие сегодня могут быть удивлены, обнаружив, что в Священном Писании есть вечные истины, касающиеся нашего современного недуга — сахара.
Сахарный тростник был редкостью на Ближнем Востоке в библейские времена и получил неясное упоминание в одном или двух текстах (как «сладкий тростник» в Исаии 43:24; Иеремия 6:20). Но то, что не было неясным, и является одним из великих концентрированных источников глюкозы, с той же сладостью, что и столовый сахар — это мед. На страницах Священного Писания есть «немного теологии меда» — и те из нас, кто сегодня запутался в том, что делать и чего не делать для себя и для своих детей, могут получить помощь и ориентацию в простых библейских истинах.
Ешьте мед – это хорошо
Пословицы дают нам два ключевых ориентирующих слова. Первая — это Притчи 24:13:
«Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей».
Сахар, и то, что он «сладок на ваш вкус» — это Божья идея и хороший замысел. Мало того, что у нас есть история о том, как глаза Ионафана засияли, но снова и снова, начиная с горящего куста (Исход 3:8), Бог обещает дать своему народу землю, по Его словам, «текущую молоком и медом», что является явно хорошим даром.
Мед отождествляется со сладостью, приятностью на вкус (Иезекииль 3:3; Откровение 10:9, 10), как лев с силой (Судьи 14:18). Бог дал не только пищу своему народу в пустыне, но и манну вкусную — «как облатки с медом» (Исход 16:31).
Люди Ветхого Завета относились к меду как к ценному продукту и ресурсу: среди «избранных плодов земли» (Бытие 43:11), пригодных для того, чтобы дать царю (2 Царств 17:29) или пророку (1 Царств 14:3), или самому Богу как к первым плодам поклонения (2 Хроники 31:5). Мед может быть знаком процветания и изобилия (Исаия 7:15, 22), даже царственности (Иезекииль 16:13). Слово «Мед» даже стало ласкательным именем, которое муж и жена могли бы кооптировать друг для друга, как это делали влюбленные в Песне Песней (4:11; 5:1), и до сегодняшних дней.
Однако мед обладает достаточно мощным эффектом влияния на организм. И это не должно быть сюрпризом для христиан, особенно которые узнали об этом, например, в супружеской близости. Самые драгоценные и сладкие дары Бога могут быть главными мишенями нашего греховного мира, плоти и дьявола. Опять же, Притчи звучат ориентирующим словом:
«Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим» — (Притчи 25:27-28).
Ярко выраженная польза меда требует добродетели самоконтроля, отсутствие которого вскоре уничтожит пользу. Так же и другое предостережение, ранее в той же главе: «Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его» — (Притчи 25:16).
Предупреждение профессора Слагхорна своим ученикам из Хогвартса о «Жидком зелье Удачи» с таким же успехом можно применить к сахару: «Слишком много хорошего, знаете ли… очень токсично в больших количествах. Но можно увидеть пользу, если принимать скупо и очень редко».
Покрытый сахаром
Точно так же, как Ионафану повезло найти в лесу немного меда, и, зная ему меру – он набрался сил, так и мы сегодня, окруженные лесом сахара, который является современной жизнью, должны контролировать свое питание. Как и в случае с сексом и алкоголем, мы учимся с величайшей осторожностью относиться к величайшим Божьим дарам, потому что они весьма сильны.
Подумайте, что эта мгновенная сладость во рту, будь то мед или сахар, стала представлять в обычной речи. «Покрытый сахаром» — это не комплимент; сахар стал символом «пустых калорий», сиюминутного удовольствия, за которым вскоре последует «крах». Притчи 5:3 даже предупреждают, что «с губ запретной женщины капает мед». Здесь есть парадигма: чувствовать себя хорошо в секундном моменте, но с большим сожалением и отвращением в будущем (Притчи 9:17; 20:17; Иов 20:12).
Еще до того, как Бог привел свой народ в «землю, текущую молоком и медом», Он заранее предупредил их о том, что же такая роскошь произведет в них из-за их греха. Эти предостережения мы также должны сегодня принять всерьез. Со временем они перестанут бережно обращаться с Его подарками:
«ибо Я введу их в землю, как Я клялся отцам их, где течет молоко и мед, и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут и нарушат завет Мой» — (Второзаконие 31:20).
В грехе народ Божий пришел, чтобы присвоить себе Его дары и, в конце концов, оставить Его. Даже к «меду из скалы», которым Он снабдил их, чтобы сохранить им жизнь в пустыне (Второзаконие 32:13; Псалом 80:17), они стали относиться легкомысленно: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Второзаконие 32:15).
Мало того, что наш Бог — тот, Кто дает мед своему народу в пустыне, сладость среди наших изнурительных времен, но и Его слова «слаще также меда и капель сотов» (Псалом 18:11). «Как сладки слова Твои на вкус мой», — воспевает Псалом 118:103, — «слаще меда для уст моих!»
И в отличие от меда и сахара, вы не можете иметь слишком много сладости Бога. И наше желание получить от Него как можно больше может помочь нашей сегодняшней склонности переходить от чрезмерного потребления к чрезмерной реакции и обратно.
Библейское богословие меда предостерегает от обеих сторон сегодняшней сахарной пропасти. Мы склонны впадать в крайности: злоупотреблять Божьим добрым даром через самонадеянность и чрезмерное потребление, или ошибочно избегать и чрезмерно реагировать, рассматривая как зло или просто отравляя то, что Он дал всем нам как добро.
Наслаждайтесь позицией «немного меда» и все в вашей жизни будет благословлено Богом!