«Бог все еще благословляет материальными и физическими дарами?»
Возможно, вы слышали подобный вопрос во время изучения Библии среди своей домашней группы. На такие вопросы часто отвечают «нет». Бог благословляет свой народ духовно, как сказано в Послании к Ефесянам 1:3. Бог «благословил нас во Христе всяким духовным благословением на небесах».
Но правда ли это? Представляет ли Библия Божье благословение как физические дары в Ветхом Завете и духовные реальности в Новом? Как и многие теологические истины, наши категории «или-или» не в состоянии точно передать послание благословения, представленное во всей Библии. Вот три причины, по которым христиане не должны так быстро воспринимать Божье благословение как духовное, исключая материальное.
Физическое, Духовное, Реляционное
Желание Бога благословить свой народ прослеживается в первой главе Библии:
«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).
В этом первом случае божественного благословения Бог благословил свои создания расти численно и властвовать в качестве наместников Господа на земле. Благословение связано с Божьим народом, живущим послушно и таким образом испытывающим полноту жизни, которую Он предназначил для своих великих и неповторимых созданий.
Благословения звучат во всей книге Бытия, даже когда мы слышим отголоски Бытия 1:28 в словах, данных Ною после потопа (Быт 9:1). Даже после катастрофического глобального суда Божий план благословения своих созданий остается нетронутым. Он хочет, чтобы Его народ жил, а не умирал в страданиях.
Мы не должны удивляться, когда благословение следует образцу Его благого замысла.
Нигде непреклонное желание Бога благословить свой народ не проявляется так ярко, как в обетовании, данном Аврааму в книге Бытия 12:1-3. Пятикратное употребление слова «благословение» в этих стихах повторяет Божье желание. И снова Божественный Автор сплетает воедино темы благословения, потомства и господства на земле. Его план всегда включал материальный мир, который Он вызвал к жизни, и Его программа благословения, опосредованная Авраамом, в конечном счете, приведет к его восстановлению.
Бог создал свой народ как духовных и физических существ, предназначенных для взаимоотношений — как с Самим Собой, так и с другими. Мы не должны удивляться, когда благословение следует образцу Его благого замысла. До грехопадения жить в Божьем благословении означало знать полноту жизни в Его присутствии физически, духовно и во всех отношениях. Удаление любой из этих категорий из нашего представления о Божьем благословении, в конечном счете, уведет нас от картины, представленной в Его Слове.
Итак, если Божье благословение всегда было физическим и духовным, то почему в Послании к Ефесянам 1:3 подчеркивается только духовное благословение? Прав ли Павел в своем понимании ветхозаветных благословений? Абсолютно! Но вместо того, чтобы понимать «духовное» как не материальное, лучше понимать его как опосредованное Духом.
Павел понимал, что наше участие в Царстве Божьем на земле опосредовано Духом Божьим. Дух — это то, как мы переживаем жизнь (Рим. 8:6), убиваем грех (Рим. 8:13) и постигаем наше принятие в Божью семью (Рим. 8:15). Во всем этом Дух приходит к нам как «первые плоды» благословений Царства, как «гарантия нашего наследия, пока мы не овладеем им» (Еф. 1:13; Рим. 8:23).
Павел признал, что после того, как Иисус умер, воскрес и излил Дух, народ Божий теперь живет как граждане Царства, которое пришло, но еще не было полностью открыто. Это часто называют аспектом «уже/еще не» Царства Божьего.
Означает ли это, что христиане больше не испытывают Божьего благословения в виде материальных даров? Совсем нет. Бог может наделять своих детей хорошими подарками, когда пожелает, и многие христиане могут свидетельствовать о том, как Бог милостиво обеспечил их материально во время нужды или чудесным образом во время физической опасности. Эти добрые дары исходят от нашего Небесного Отца (Иакова 1:17) и должны побуждать к благодарению и хвале.
Дело, однако, в том, что эти свидетельства благодати не являются полнотой того, что Бог намеревается сделать для своего народа. В эпоху Царства «уже/еще не наступившего» есть времена «изобилия и нужды» (Фил. 4:12), но в Духе мы имеем все благословения, которые позволяют нам жить в довольстве (Фил. 4:13). Дух дает нам возможность жить верой и довольством в то время, когда Христос не царствует на земле и церковь часто сталкивается с гонениями.
Но это еще не конец.
Благословение в будущем
То, как мы думаем о Божьем благословении, напрямую зависит от того, как мы понимаем конец библейской истории. Слишком часто мы оперируем сокращенным взглядом на историю спасения, которая заканчивается, когда мы умираем как личности. Хотя мы можем этого не говорить, многие из нас воспринимают повседневную жизнь через призму «Когда я умру, все будет кончено». Это звучит нелепо, когда изложено так ясно, но мы редко думаем о том, что Бог собирается сделать с миром, когда мы больше не будем в нем.
То, как мы думаем о Божьем благословении, напрямую зависит от того, как мы воспринимаем конец библейской истории.
Божий план благословить мир через своего Сына не исчерпан до тех пор, пока он не создаст новое творение для своего народа. Заключительные сцены Писания указывают нам на благой конец Божий (Откр. 21-22). Там мы видим, как Его народ действительно приходит к переживанию полноты вечной жизни — с воскресшими телами в Его славном присутствии. Библейская история заканчивается не тем, что мы — духи, парящие на облаках, а тем, что мы — воплощенные личности, осуществляющие власть на новых небесах и земле Бога. Это гораздо больше, чем просто «духовные благословения» в узком смысле.
Благословение не является чем-то зарезервированным для духовной сферы — оно охватывает «все», что Бог намеревается сделать для своих детей (Рим. 8:32). Бог, благословивший нас во Христе, не остановится до тех пор, пока вся земля не будет принадлежать Ему и Его народ не будет вечно наслаждаться Его Божественным присутствием.
Автор статьи — Расти Осборн, доктор философии, баптистской теологической семинарии Среднего Запада, адъюнкт-профессор библейских и теологических исследований в Колледже Озарк.