Несмотря на то, что Мелхиседек — это царь-священник Салима, он является одной из меньше всего упоминаемых и наиболее загадочных фигур в Ветхом Завете. Его персона указывает нам на Иисуса Христа, который одновременно представляет и Царя и священнослужителя. Это практически не имело прецедентов среди израильских царей.
Но кто же эта таинственная фигура? Как его служение помогает нам лучше понять природу Царственных и священнических ролей Христа?
Царь, готовящий стол
Мелхиседек играет огромную роль в истории искупления, но ему посвящено мало строк в Писании. Его имя буквально означает «царь праведности», и он правит городом Салим (или «Салем», что означает космический, гармоничный мир).
В трех стихах, описывающих его жизнь и служение (Бытие 14:18-20), мы знакомимся с Мелхиседеком, как Царем Салима и «священником Бога Всевышнего». Он говорит о Боге как о Создателе и избавителе. И даже предлагает «хлеб и вино» Аврааму после его победы в битве над врагами. В ответ Авраам отдает Мелхиседеку десятую часть имущества, тем самым усиливая духовную значимость последнего. Евангельский намек на таинство причастия также не должен остаться незамеченным нами.
В ожидании лучшего Царя
Как наиболее цитируемый в Новом Завете Псалом, 109 Псалом заслуживает пристального внимания, чтобы понять, как Христос исполняет обязанности Царя и служителя. Царь Давид пишет этот Псалом для будущего царя, возможно, Соломона еще до его восшествия на престол в 971 году до н.э., или для будущей мессианской фигуры, которая произойдет из его потомства.
Псалом начинается с того, что будущему царю будет дана большая честь и власть, чем любому человеческому царю до него: он восседает по правую руку от Бога, на самом почетном месте (109:1). Таким образом, он получает свою власть от Бога и осуществляет собственное царское правление, что приводит к подчинению врагов царя (109:2), а также защите Царства Царя и Его народа (109:3).
Но эта мессианская фигура не только царь, он также священник по чину Мелхиседека (109:4). В каком-то смысле в этом нет ничего нового или особенного. Цари из рода Давида, не принадлежа к колену Левия, выполняли «жреческие» функции, такие как ведение богослужения, общей молитвы и принесение жертв по особым случаям.
Тем не менее, далее этот стих развивает жреческие функции династии Давида и показывает полномасштабную связь с династической линией иевусеевских царей-священников, которые когда-то правили в Иерусалиме. В результате династия Давида может претендовать на Божественную поддержку своего правления над Землей Обетованной, что является исполнением благословения, которым Мелхиседек благословил Авраама в Книге Бытия 14:18-20.
Стихи 5-6 параллельны стихам 2-3, говоря об отношениях Бога с Царем Давидом. Примечательно, что в то время как Царь сидит по правую руку от Бога в 1-ом стихе, Господь стоит рядом с Царем в стихе 5, демонстрируя божественную защиту и поддержку. И в то время как стихи 2-3 изображают Царя как главного героя в битве, стихи 5-7 изображают Бога как главного героя, или Божественного Воина, который помогает царю побеждать своих врагов на индивидуальном и космическом уровнях («среди народов», «над широкой землей» и т. д.).
В Новом Завете автор послания к Евреям возводит образ Мелхиседека до воплощенного Образа Христа. Мелхиседек вечен, не имея ни отца, ни матери, и «подобно сыну Божию, пребывает священником вовеки» (Евр. 7:3). Десятина Авраама Мелхиседеку также является подтверждением его величия (Евр. 7:4).
Вслед за Мелхиседеком, Иисус является истинным Царем праведности («Мелхиседеком»), который жил совершенной жизнью, недоступной ни одному человеческому существу. Иисус также является истинным Царем мира (Салим), который пришел на землю, чтобы принести мир через свою жертвенную смерть и воскресение. Иисус также «священник навеки, по чину Мелхиседека» (Евр. 7: 17), а не через принадлежность к колену Левия (Евр. 7:14), что делает его священство высшим (Евр. 7:11).
В результате «это делает Иисуса гарантом лучшего Завета» (Евр. 7:22). Потому что «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7: 24).
«Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25).
Таким образом, верующие могут быть спокойны, зная, что Иисус – их совершенный Царь, который правит в силе и справедливости. Верующие также утешаются тем, что Иисус — совершенный священник, Который служит с бесконечной милостью и сочувствует нам в наших слабостях (Евр. 4:15).
В результате союза со Христом, верующим, как членам Царской семьи Бога, напоминают о нашем Мелхиседековом призвании расширять свое Царство через истину и справедливость, и быть проводником милосердия и исцеления для общины Завета, а также для остального мира.