Собратья по церкви иногда спрашивают меня: «Если все наши грехи были устранены, когда Иисус умер на кресте, почему мы все еще должны исповедовать их?»
Ответ отчасти можно найти в часто упускаемом аспекте христианской веры -вознесении Иисуса. Согласно Новому Завету, Бог воскресил Иисуса из мертвых, а затем, спустя 40 дней, вознес Его на небо (Деяния 1:9-11). Главы Писания: к Римлянам, Евреям и Иоанну — все они описывают вознесенного Иисуса, активно служащего для своего народа в небесном присутствии Бога. Послание к Римлянам 8:34 и Послание к Евреям 7:25 определяют нынешнюю деятельность Иисуса как ходатайство. В 1-ом Послании Иоанна 2:1-2 Иисус выступает в качестве защитника перед Отцом.
Но зачем народу Божьему нужен защитник? Разве распятия недостаточно для нашего спасения? Я бы ответил «Нет». Одного события на Креста за нас недостаточно — достаточно только личности Иисуса. Если бы все, что у нас было — это крест, тогда у нас не было бы спасения. Как бы ни была важна смерть Иисуса, спасительная работа Христа включает в себя еще больше, чем мы можем себе представить. Мы нуждаемся в постоянном служении ходатайства Иисуса для нашего спасения. Послание к Евреям определяет постоянное ходатайство Иисуса как ключ к тому, чтобы «спасти тех, кто придет к Богу через Него, ибо будет жить вечно и всегда будет ходатайствовать за них» (к Евреям 7:25).
Спасение совершается не только потому, что Иисус умер, но и потому, что Он также был воскрешен и вознесен на небеса. Там, постоянно ходатайствуя за нас, Иисус поддерживает Новый Завет лучше постоянно лучше, чем ветхозаветные жертвы и священники поддерживали Ветхий Завет. Послание к Евреям и 1-е послание Иоанна — описывают небесное служение Христа, используя понятия, заимствованные из ветхозаветных жертвоприношений и священнического служения. Послание к Евреям относится к ежегодному Дню искупления (Лев. 16), чтобы объяснить, как вознесенный Иисус обеспечивает спасение своего народа. Земные же первосвященники входили в присутствие Бога в Святая Святых один раз в год, чтобы принести жертву искупления окроплением кровью.
Но Иисус сделал кое-что получше. Он вознесся к Божьему присутствию в небесной Святая Святых раз и навсегда. Там, как вечно живущая жертва, Он принес себя в жертву Отцу так же, как земные первосвященники приносили жертвенную кровь (Евр. 9:6–7, 24–26).
В послании к Евреям также говорится, что Иисус занял свое место по правую руку от Бога после того, как совершил очищение за грехи (Евр. 1:3). В настоящее время Иисус правит на небесном престоле как возвышенный Сын Божий. В послании к Евреям также утверждается, что Иисус теперь служит великим Первосвященником, который продолжает трудиться для спасения своих братьев и сестер. Он сидит рядом с Отцом, но не молчит и не бездействует, а постоянно ходатайствует за свой народ (Евр. 7:25). Это часть того, как Он полностью спасает нас от грехов.
Точно так же Иоанн размышляет о работе Иисуса в свете еврейских жертвоприношений: сам Иисус является «искупительной жертвой», находящейся теперь в присутствии Отца (1 Иоанна 2:1-2). Как и в послании к Евреям, Иисус не молчит в присутствии Бога. Он активно защищает свой народ, когда тот грешит. Эта защита и поддержка дает основание для наставления Иоанна верующим постоянно исповедовать свои грехи (1 Иоанна 1: 9). Реальность непрекращающегося греха требует постоянного исповедания и прощения греха. Вознесение Иисуса делает это возможным, потому что Иисус, который является искупительной жертвой, в настоящее время молит своего Отца о своем народе. В отличие от Послания к Евреям, 1 Послание Иоанна не отождествляет Иисуса как Первосвященника, но изображает Его постоянную защиту и явно подразумевает его священническое служение.
В послании к Римлянам 8:34 — Павел также подчеркивает важность постоянного ходатайства Иисуса по правую руку от Бога, как центрального средства сохранения отношений между Богом и Божьим народом. Никто не может осуждать тех, кто находится во Христе. Эта истина зависит не только от смерти Иисуса, но, как говорит Павел, еще больше от Его воскресения и настоящего ходатайства по правую руку Бога. Поэтому Павел может с уверенностью заявить, что ничто «не сможет отделить нас от любви Божией, которая есть во Христе Иисусе, Господе нашем» (к Римлянам 8:39). Любовь Иисуса простирается за пределы Креста—Его смерть, воскресение и постоянное ходатайство по правую руку от Бога необходимы для спасения его народа. Уберите любой из этих элементов, и, подобно башне Дженга, которая разваливается на куски, когда удаляется ключевой блок, уверенные утверждения Павла в послании к Римлянам 8 главе:35-39 рухнут.
Предшествующие размышления не дают полного представления о значении вознесения Иисуса. Они лишь подчеркивают некоторые важные последствия этого события. Они напоминают нам, что наш вознесенный Господь не сидит молча в присутствии своего отца. Он активно ходатайствует и защищает нас, служа перед Отцом как наш милосердный и верный Первосвященник (Евр. 2:17). Мы нуждаемся в этом служении, так как продолжаем ждать, когда Господь вернется и все исправит (Евр. 9:28). Наше спасение полностью зависит от Иисуса – от того, кто умер, но еще больше воскрес, вознесся и теперь ходатайствует за нас.
Все эти размышления возвращают нас к первому вопросу. Почему мы продолжаем исповедовать свои грехи и искать прощения даже после того, как исповедуем веру в Его спасительную смерть? Мы делаем это смело и отважно, потому что Иисус вознесся как наш великий Защитник, наш Первосвященник (Евр. 4:14–16). Он вернулся к своему отцу и к нам, чтобы ходатайствовать за нас. Эта настоящая работа является существенной частью постоянных отношений, которые Он, Отец, Святой Дух и мы, как народ Божий, разделяем. Вознесение Иисуса, можно сказать, является частью того, как Он поддерживает отношения Нового Завета, которые Он открыл после своей смерти. Искупление в Ветхом Завете совершалось не просто забоем животных; их тела и кровь должны были быть принесены к алтарям священниками с вознесенными молитвами. Точно так же вознесение Иисуса привело Его, распятого и воскресшего, в небесное присутствие Бога для служения в качестве первосвященника своего народа. Он — искупительная жертва, которая умерла, воскресла и теперь ходатайствует за своих братьев и сестер. Он гарантирует, что Его народ получит спасение, которое Бог обещал всем. Мы все еще грешим и терпим неудачу, но у нас есть Защитник на небесах. Поэтому мы можем уверенно возвещать о Его смерти и нашем спасении, доколе Он не придет к нам на Землю (1 Кор. 11:26).
Автор — Дэвид Моффитмей
(Дэвид М. Моффитт является профессором в области изучения Нового Завета, в Университете Сент-Эндрюс, Шотландия)
______________________________________________________________________________________________