Рави Захариас запомнился своим эпохальным вкладом в христианскую апологетику, в особенности его заботой о связи Евангелия с жизнью разума. Захариас приобрел мировую известность благодаря тому, что он называл защитой «интеллектуальной достоверности» христианства, «помогая мыслителю верить, а верующему думать».
Рави Захариас умер 19 мая 2020 года в возрасте 74 лет, от рака.
3 урока, которые я извлек из работы с Рави Захариасом
В моем кабинете лежит аккуратно сложенный листок бумаги двадцатилетней давности. Он скомкан, потому что это была единственная вещь, которую я имел под рукой, когда понял, что мне срочно нужно что-то записать. Этот листок очень важен для меня, и он тщательно подшит, потому что на каждом дюйме написаны заметки из нашего первого разговора, который я когда-либо имел с Рави Захариасом.
Рави выступал на Евангелизационном мероприятии для студентов Оксфордского университета в начале 2000-х гг. Я слышал его имя от других, но никогда ранее не встречал его в живую. В то время я работал в университетском служении в Оксфорде и конечно же пошел послушать его выступление. Это было то, что я теперь знаю как «винтажный Рави» -возвышенный и неотразимый.
Но именно продолжительное время нашего общения и его вопросы после, заставили меня по-настоящему восхититься его служением. Рави расспрашивали обо всем, начиная от однополых браков и заканчивая квантовой физикой, и меня поразило не столько то, что он мог что-то сказать в ответ на каждый вопрос, хотя это само по себе не мелочь. Все дело было в том, как он говорил. Рави был одним из тех, кто занимался подобными вещами десятилетиями, но ни один из его ответов не казался законсервированным. Каждый человек в зале или во время нашей беседы чувствовал себя таким свежим, таким личным и уважительным. Так что я нашел единственный листок бумаги, который был у меня с собой — смятый листок после собрания, с которого я только что пришел. И яростно стал записывать его мысли везде, где только мог: на полях, в промежутках между тем, что уже было на нем, и все уменьшающимся шрифтом, чтобы вписать как можно больше.
Я начал работать с международными министерствами Рави Захариаса в качестве странствующего оратора. У меня было много возможностей увидеть Рави в действии и за кулисами. Сейчас мы являемся большой командой, насчитывающей около 100 спикеров со всего мира, но Рави очень сильно повлиял на тон и культуру этой команды.
Вот три очень важные вещи, которые я узнал, работая с Рави.
- Личность имеет большее значение.
Я никогда по-настоящему не чувствовал себя Евангелистом. Каждый образ, который приходит мне на ум, когда я слышу это слово, относится к тому, чем я не являюсь — общительным, экстравертным или сверхуверенным.
Но то, что я видел в служении Рави — это то, что делает его таким эффектным евангелистом, потому что он на самом деле Пастор для неверующих. Его внимание сосредоточено на человеке, независимо от его вопроса или поведения. Когда он возвращался из командировок и отчитывался перед командой, он всегда упоминал конкретных людей, за которых мы должны были молиться, особенно тех, у кого были глубокие раны и сильные боли. «Отвечай человеку задающему вопрос, а не на вопрос», — часто повторял он. Когда студент подходил к микрофону, чтобы задать вопрос, Рави не видел препятствия, с которым нужно справиться, ни аргумента, который нужно выиграть. Он видел человека, которому нужно будет служить.
Был ли ответ на этот вопрос удивительным или шокирующим, не было ключевым моментом. Но что действительно бы имело значение, так это реакция на человека и отношение к нему лично, а не только на то, что он говорил.
- Тон так же важен, как и содержание.
Апологетику легко свести к аргументации. Я видел христиан, которые, кажется, думают, что бороться за Евангелие означает топтать всех, кто хоть как-то возражает против веры. Но все это слишком доступно, чтобы выиграть спор, а в конечном итоге потерять человека — как если бы Евангелие было продвинуто последовательностью моментов падения микрофона или высоких тонов.
Но Писание показывает нам нечто иное. Когда Петр призывает нас быть готовыми дать ответ за надежду, которую мы имеем, его внимание сосредоточено на нашем поведении, а не только на наших словах: «всегда будьте готовы защищать всякого, кто спросит вас о причине надежды, которая есть в вас».
«Но делайте это мягко и с уважением. Сохраняйте свою совесть чистой, чтобы, когда оскорбляют вас, устыдились бы те, кто порочит доброе поведение ваше во Христе» — (1 Послание Петра 3:16).
Эти строчки были основополагающими для Рави, а через него и для всей команды. Тон имеет значение. Истинное слово, сказанное нелюбезно, не похвалит Евангелие. Мы можем не проповедовать своими манерами то, что, как нам кажется, мы проповедуем своими словами.
Слова Петра не включают в себя предостережение «если только они не идиоты, в этом случае вы можете выругаться на них». Было много случаев на Университетском форуме, когда студент спрашивал что-то в язвительной манере. Но Рави всегда старался отвечать мягко и уважительно. Это часто может быть обезоруживающим. Возможно, они просто относились к нему с презрением, но его ответ был одновременно достойным и уважительным, как бы к нему не относились люди. Он никогда не принижал других и в особенности, никогда не обесценивал мнение другого человека.
- Крест — это сердце послания.
Рави был призван как евангелист, с самого рождения. Его работа в качестве апологета служила этому призванию. Фраза, которую мы часто слышали, была: «Евангелизм, подкрепленный апологетикой». Апологетика никогда не была самоцелью, как будто цель игры состояла главным образом в том, чтобы показать, что наше мышление и убеждения превосходят убеждения других людей. Место апологетики находилось в служении самого Евангелия.
Рави не призывал нас к спору, он использовал аргументацию, чтобы проповедовать человеку.
Послание Рави было не столько интеллектуальным авторитетом веры (хотя он сделал больше, чем кто-либо другой в этом поколении, чтобы я мог так говорить о нем). Как когда-то говорил Павел: «Ибо пока я с вами, я решил не познавать ничего, кроме Иисуса Христа, и Его на кресте» (1 Кор. 2:2), он не имел в виду, что говорил только о кресте; скорее, он имел в виду, что крест был оживляющим сердцем всего. Цель Рави состояла не в том, чтобы продемонстрировать поверхностность, скажем, светского мышления, а в том, чтобы представить Христа.
Теперь Рави ушел, чтобы быть с Христом, которого он так любил. Он не был совершенным человеком (и он будет первым, кто это подчеркнет), но он знал кого-то, кто был совершенным, и делал все, что мог, чтобы похвалить его. Он любил Бога и воодушевлял своим примером многих людей, приводя их через трудный путь ко Христу.
Автор – Сэм Алберри