Несмотря на долгую историю неудачных попыток жить вечно, желание победить с помощью науки остается искушением, которого почти невозможно избежать.
В «Эпосе о Гильгамеше», написанном более 4000 лет назад, умирает Энкиду, великий друг полубога Гильгамеша. Боясь смерти, Гильгамеш спрашивает мудреца Утнапишти, единственного выжившего во время Великого потопа, о секрете бессмертия. Утнапишти дает Гильгамешу ряд заданий, во всех из которых он терпит неудачу. Но в этом и была суть. Узнав, что бессмертие ему недоступно, он возвращается в Урук, чтобы прожить остаток своей жизни, как король.
Первым императором Китая был Шихуанди, который погребен в гробнице, украшенной знаменитыми терракотовыми воинами. Он боялся смерти и призвал китайских алхимиков создать эликсир, который позволил бы ему жить вечно. Алхимики верили, что могут сделать бессмертие возможным благодаря идеальному балансу пяти элементов: воды, дерева, огня, земли и металла. К несчастью для императора, эликсир содержал ртуть (потому что это и жидкость, и металл), что, вероятно, способствовало его смерти.
Попытки достичь бессмертия продолжались (и продолжали терпеть неудачи) вплоть до нашего времени. В средние века алхимики в Европе верили, что могут создать «философский камень», который усовершенствует несовершенное, превратит свинец в золото и сделает смертную жизнь бессмертной. Мыслители Просвещения конца 18 века отвергли мистицизм алхимии, но продолжали размышлять о средствах достижения физического бессмертия. «Франкенштейн» Мэри Шелли был написан как поучительная история о научном высокомерии, то есть желании победить, в ответ на более современные попытки медицины и биологии сохранить, продлить и улучшить жизнь.
Сегодня поиски бессмертия продолжаются. С помощью криогеники недавно умерших людей или животных замораживают, а их кровь заменяют «медицинским антифризом», чтобы кристаллы льда не разрушали клетки. Идея заключается в том, что как только медицинские технологии смогут излечить то, что стало причиной их смерти, то эти тела можно будет разморозить, вылечить и вернуть к жизни, и возможно, что с дополнительными улучшениями. Этот подход предполагает, что жизнь и память можно восстановить, если восстановить тело и перезапустить сердце.
Другими словами, жизнь рассматривается с чисто механической точки зрения. Это ошибка для тех, кто стремится к бессмертию с помощью кибертехнологий, полагая, что если наше сознание можно загрузить в компьютеры, то мы сможем продолжать существовать как призрак в машине. В этом техногностицизме наши тела необязательны и не являются необходимой частью жизни. При таком способе мышления мы — это наш разум, а наш разум — не что иное, как сложное программное обеспечение, которое можно загрузить в компьютер, машину или, возможно, в новое роботизированное тело.
Другие современные попытки создания источника молодости, такие как стратегии питания, добавки, альтернативные медицинские практики и технологии редактирования генов направлены не столько на предотвращение смерти, сколько на продление жизни. Они варьируются от более серьезного отношения к здоровому образу жизни до более экстремальных альтернатив. Ряд миллиардеров инвестировали в исследования в области продления жизни. Некоторые считают, что в конечном итоге медицинские технологии достигнут состояния, в котором смогут увеличивать продолжительность жизни, тем самым приближая нас к точке бессмертия.
Несмотря на долгую историю неудачных попыток жить вечно, многие из которых принесли больше вреда, чем пользы, желание победить с помощью науки остается искушением, которого почти невозможно избежать. Но мы должны серьезно отнестись к предупреждениям Мэри Шелли. Некоторые из экспериментов с долголетием будут интересными и безвредными. Некоторые даже смогут помочь. Другие, которые связаны с технологией редактирования генов, оставят «своих монстров ждать в тени» и маловероятно, что мы сможем увидеть их появление.
Основная проблема состоит в том, чтобы попытаться победить смерть, думая, что это всего лишь материальная проблема, которую нужно решить. Никакой современный эликсир не может утолить наш страх смерти, являющийся физическим следствием метафизических реалий. То, чего так отчаянно ищут древние императоры и современные технологические бароны, это именно то, что предлагается во Христе: Его вечная жизнь в обмен на нашу смертную, грешную жизнь. Этот обмен происходит не из лабораторной бутылки, наполненной неизвестно чем, а из пустой могилы. Благодаря тому, что Он победил смерть, наши тела превзойдут все ожидания даже самых оптимистичных биохакеров.
Да, смерть остается врагом. Но это побежденный враг, и все, кто во Христе, увидят его поражение, когда воскреснут к жизни вечной. Последними словами Тима Келлера были: «Для меня нет ничего плохого в том, чтобы уйти, ни в малейшей степени». А Дитрих Бонхёффер сказал: «Этот конец — для меня начало жизни».
Авторы статьи: Джон Стоунстрит, Гленн Саншайн