Страдание остается для меня загадкой.
Хотя Божья благодать и присутствие были невообразимо обильны во времена моих страданий, я до сих пор не понимаю, почему отдельные верующие, любящие Бога, терпят утрату за утратой. Я не понимаю, почему люди, которые не сбились с Божьего пути, и во всем уповают на Него, чувствуют себя побежденными и поверженными в прах. Я не понимаю, почему Божьих людей, которыми Он дорожит, ведут, как овец на заклание.
И я не одинока в своем недоумении. Библия повторяет, что причины страданий могут быть неочевидными и загадочными, а порой даже непостижимыми. Например, в первой сцене книги Иова мы попадаем на Небеса и становимся свидетелями диалога между сатаной и Богом. Из их разговора мы понимаем, что во времена страданий с людьми происходит гораздо больше, чем кто-либо из нас мог подумать (Ефесянам 6:12). У Бога есть Свои цели, которые служат как нашему благу, так и Его славе, и порой мы можем понять их, только когда попадем на Небеса. До этих пор мы живем, испытывая противоречивые чувства: Бог одновременно суверен и добр, и все же Его народ может нести невероятные потери, даже если они искренне доверяют Ему.
Псалом 43 говорит о подобном противоречии. Мы не знаем обстоятельств, связанных с его написанием, но мы знаем, что израильтяне чувствовали себя покинутыми Богом. Псалмопевец рассказывает Богу об их невыносимой боли перед лицом Его несравненной силы, и вспоминает о прошлом избавлении. Он смело взывает к Богу, изливая свои вопросы и сомнения, доверяя Ему настолько, чтобы честно предстать перед Ним. Это псалом для тех, кто уповает на Бога, но во времена скорби у них появляется больше вопросов, чем ответов.
Не нашей рукой
Псалом начинается с восхваления, признания Божьей благости и верности Своему народу в прежние времена. В стихах 1-8 псалмопевец заявляет, что их предки процветали и побеждали своих врагов не за счет своего мастерства, а благодаря Божьему вмешательству. Бог благоволил к Израилю и посрамил его врагов, и Его народ прославил Его имя. Все это было Божьим делом, как говорится в стихах 3-4:
«Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним».
Затем псалмопевец говорит о своей верности Богу. Он не надеется на свои собственные силы, свой меч и лук, считая, что только благодаря Богу они могут одержать победу. И обещает, что они вечно будут славить Бога и благодарить Его.
Но затем псалом принимает совсем другой оборот. В стихах 10-16 псалмопевец говорит, что Бог был Тем, Кто устроил их последующий позор и поражение:
«Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими; обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас; Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами; без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его; отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас; Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками. Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лицо мое от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя».
Израильтяне признали, что их страдания исходят непосредственно от Бога. Они не понимали, почему это случилось, но знали, что источник их несчастий – Бог. Они поняли, что Господь создает свет и формирует тьму; Он дарует благополучие и бедствие (Исаия 45:7). Он действует, и никто не может повернуть время и стихию вспять.
В стихах 17-23 псалмопевец утверждает, что действия Бога были вызваны не тем, что израильтяне согрешили. Они не забыли Бога, не поклонялись идолам и не ослушались Его умышленно, но были верны и преданы Божьему завету. Их сердца не повернули назад, и их ноги не сбились с пути. И все же Бог все равно покинул их.
Стих 23 — это последнее слово в защиту их невиновности и послушания: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание».
Другими словами: «Мы доверяем тебе, Господь, и мы умираем за Тебя. Вместо того, чтобы спасти нас, Ты наблюдаешь за нашим уничтожением». Сегодня это может быть криком мучеников, которые провозглашают Божью любовь, в то время как их ведут на смерть во многих уголках земли. И это может быть плачем верных христиан, которые борются с неизлечимыми болезнями, раком, бесконечной болью, или скоропостижно теряют близких. Наши жизни находятся в руках Бога, но мы при этом можем быть раздавлены.
Это кажется шокирующим. То, что Бог охотно ведет нас, как овец на заклание, в то время как мы верно служим Ему, может заставить задуматься, заботится ли Он о нас вообще. Еще более удивительным делает этот факт то, что Павел приводит этот стих в Послании к Римлянам 8:36 в качестве иллюстрации того, что мы никогда не будем отделены от Божьей любви. Подразумевается, что, когда мы переживаем максимальную слабость — чувствуем себя покинутыми Богом и теряем надежду — Бог в это же время обильно изливает на нас Свою любовь. Он делает нас больше, чем победителями в том месте, где мы вкусили горькое поражение и не чувствуем Его присутствия.
В то время как мы ассоциируем времена изобилия и успеха с Божьей милостью, Павел напоминает нам, что Божья любовь сильна, как никогда, когда мы сталкиваемся с отчаянием и даже смертью. Псалмопевец скорбел о том, что Бог отверг и сокрушил их, подразумевая, что Бог был против них, но Павел переосмысливает эту перспективу для христиан, утверждая, что даже в самые мрачные моменты Бог делает все для нашего блага.
Кто может быть против нас?
Прямая ссылка Павла на Псалом 43 показывает, что, когда мы чувствуем, что Богу все равно и Он безразличен к бедственному положению верующих, мы глубоко ошибаемся.
Эта цитата стоит между ошеломляющим заявлением Павла о том, что «если Бог за нас, кто может быть против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Римлянам 8:31-32), и великолепным провозглашением, что мы – больше, чем победители через Того, Кто возлюбил нас, потому что ничто во всем творении не может отделить нас от Божьей любви (Римлянам 8:37-39).
Мы можем жить с тщетными вопросами о наших страданиях. Многие вопросы могут остаться без ответа, особенно популярный вопрос «Почему?». Можно верить, что у Бога есть причины (возможно, десять тысяч причин), хотя смысл многих из них может быть сокрыт от нас в этой жизни. Но главная причина заключается в славной истине, описанной в отрывке из Послания к Римлянам 8:31-39. Хотя сейчас мы можем видеть это лишь отчасти, мы можем верить, что все, что Бог делает, исходит из Его несравненной и непостижимой любви к нам.
В заключении псалмопевец прямо просит Бога о помощи, говоря: «Пробудись! Почему Ты спишь, о, Господь? Очнись!» (Псалом 43:24). Когда Иисус спал в лодке во время опасного шторма, ученики задавались вопросом, заботится ли Он о них в этот опасный момент. После того, как Иисус успокоил бурю, Он спросил их, почему они испугались (Марка 4:35-41). Иисус точно знал, что происходит.
Затем псалмопевец восклицает: «Почему ты скрываешь Свое лицо? Почему Ты забываешь о наших страданиях и притеснениях?» (Псалом 43:25). Это те вопросы, которые мы задаем Богу. Почему мы не видим Его лица? Почему Он ничего не делает с тем, что происходит вокруг? Мы можем почувствовать агонию псалмопевца вместе с теми, кто чувствует себя покинутым, лежащим ниц в пыли. И все же обнадеживающая истина заключается в том, что Бог никогда не забудет Свой народ, ибо они высечены на ладонях Его рук (Исаия 49:16).
Псалом 43 завершается следующим стихом-мольбой: «Восстань, приди нам на помощь! Спаси нас ради Твоей непоколебимой любви!» (Псалом 43:27). Автор от лица народа взывает к Богу о спасении, основываясь не на их собственной верности, а на характере Бога и Его неизменной любви. Как мы видим в Послании к Римлянам 8, все сводится к Божьей любви.
Этот псалом – удивительное место из Библии для тех, кто задается вопросом, где находится Бог, когда мы испытываем страдания. Бог — это Тот, Кто помогал нам в прошлом, и Бог — это Тот, Кто позволяет нам страдать сейчас. Однако, когда Павел дополняет Псалом 43:22 Посланием к Римлянам 8, мы видим, что Бог изливает Свою любовь к нам, даже когда нас ведут, как овец, на заклание. Бог повелевает нам взывать к Нему, задавая вопросы и подробно описывая наши страдания, доверяя при этом Его непоколебимой любви — даже, и, возможно, особенно, перед лицом страданий, которые не имеют смысла.
Автор статьи — Ванита Рендалл Риснер, автор книги «Хождение сквозь огонь: Воспоминания о потерях и искуплении».