Недавний всплеск интереса к истине, по крайней мере, как к выбору слов, является необычным событием. Даже голоса, которые еще недавно с кажущимся восторгом заявляли о наступлении эпохи «постправды», теперь обнаруживают, что тянутся к этому древнему слову. Недавно чувствительные ко лжи предполагаемых врагов на «другой стороне» политической пропасти, политики-любители, консервативные и прогрессивные, со смартфонами в руках, сейчас уже представляют себя носителями настоящей правды.
Идет ли речь о социальном дистанцировании и закрытии лиц, уровне преступности и полиции, больших технологиях и правительстве, темпах инфляции и государственном долге, судебных делах и назначениях судей, оказывается, мы все еще жаждем правды. Нет, мы требуем правды. То есть, когда это благоприятствует нашим личным интересам и предпочтениям.
Какой бы новой ни казалась некоторым недавняя тенденция бесстыдного обмана и откровенной лжи, христиане с Библиями в руках не причисляют себя к удивленным. Дьявол уже давно торгует полуправдой, тонким обманом и «дезинформацией» — фактически, с самого начала. Это была его стратегия и главный трюк, как «отца лжи» из Райского сада. Даже если социальные проявления сейчас кажутся более очевидными, а порой и более резкими, те, кто осведомлен об истине христианского Писания, воспринимают эти явления спокойно.
Два тысячелетия назад один из апостолов сообщил нам, что неверующие «скрывают истину» и «обменивают истину» на ложь (Римлянам 1:18, 25). Даже в ранней церкви бывшие проповедники веры отклонялись от истины (2 Тимофею 4:4; Титу 1:14; 3 Иоанна 12). Противопоставленный 1950-м годам и противопоставленный им, наш (цифровой) мир (ы) может показаться переполненным клеветой, лестью и саморекламой. Но по сравнению с ранней церковью, возможно, сейчас мы живем в более нормальные времена.
Как христиане, мы заботимся об истине во времена бесстыдного обмана не просто из принципа, что это что-то личное. Мы заботимся о правде и полны решимости говорить правду, несмотря на ее издержки не просто потому, что нас интересуют факты и вымысел, правда и ложь. Прописная, безличная истина — это не наша высшая и глубочайшая преданность. Наша забота «об истине» является производной и вторичной. Мы познали высшую Истину, более глубокую Истину, которая придает смысл и ценность другим истинам и делает одни утверждения действительными, а другие ложными.
Евангелие от Иоанна особенно настаивает на том, что Христос, как божественный Сын, не только истинен, но и является Истиной. Сам Иисус, конечно, говорит своим ученикам: «Я есмь путь, и истина, и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Иоанна 14:6). Он не просто истина среди других истин, но Истина — единственный путь к Тому, Кто действительно имеет значение.
Когда Иоанн в своем драматическом прологе представляет эту личную, воплощенную Истину, он представляет личность Христа как «исполненную благодати и истины» (Иоанна 1:14, 17), повторяя великий, определяющий ветхозаветный рефрен о Божьей «непоколебимой любви и верности». Во Христе мы никогда не перестанем удивляться тому, что «Бог решил окончательно и бесповоротно заявить о себе в реальном историческом человеке», как комментирует Д.А. Карсон (Иоанн, 127).
Во-первых, мы признаем Иисуса Истиной. Затем, знакомясь в Писании с Его апостолами, мы обнаруживаем, что не только сам Христос является «Истиной», но и весть о Нем и о том, как Он спасает, — то, что мы называем «Евангелием», — это «истина».
Благодаря трудам Павла это окончательное послание христианской веры является наиболее распространенным обозначением «истины» в Новом Завете. Павел ссылается на то, что мы слышим «слово истины, Евангелие вашего спасения» (Ефесянам 1:13; также Иакова 1:18) и «слово истины, Евангелие», то есть «благодать Божья в истине» (Колоссянам 1:5-6). Итак, христиане — это те, «которые веруют и знают истину» (1 Тимофею 4:3). Мы пришли «к познанию истины» (2 Тимофею 2:25) — имея в виду не истину в целом, будь то математика, физика или химия, а конкретно истину, благую весть от Бога о том, что Иисус спасает грешников.
Возможно, в самом важном высказывании Павла о новозаветном народе Божьем он называет нас «домом Божьим, который есть церковь Бога живого, столп и опора истины» (1 Тимофею 3:15). Призыв Христа к своей церкви, которую Он сам строит (Матфея 16:18), как в лучшие, так и в худшие времена, принципиально не состоит в том, чтобы отстаивать все правильное, истинное и хорошее в мире. Церкви — это не общества для сохранения фактов и общих истин. Церкви должны быть столпами и опорами — для продвижения и защиты — Евангелия, истины, определяющей вести о том, кто есть Истина.
Таким образом, поиск, общение и отстаивание истины — это не просто прагматическая забота и не какое-то второстепенное религиозное убеждение. Это забота о поклонении, проистекающая из нашей абсолютной преданности. Мы поклоняемся Тому, кто сам есть Истина. И мы получаем дар правильного положения с Богом, в Нем, по вере, через истину Евангелия.
Отстаивая истину во времена, изобилующие ложью, мы можем найти какое-то общее дело с неверующими в различных сферах, куда Бог поместил нас — в наших семьях, по соседству, в школах и на рабочих местах. В дни, когда разделительные линии вновь перерисовываются, появляются новые линии разлома, и как только второстепенные проблемы становятся первостепенными, мы обнаружим нехристианских соплеменников. При этом нам не мешало бы помнить, что глубочайшие преданности, лежащие в основе этого сотрудничества, не совпадают, а, по сути, принципиально различны (и даже противопоставлены друг другу).
Мы заботимся об истине не потому, что истина — наш Бог, и не потому, что «истина» теперь служит нашим собственным интересам, а потому, что Иисус — наш Бог, и Он есть Истина. Он — Истина, которая делает всю правду правдой.
В такие времена, как наше, — разочарованные и разделенные ложью, и вновь отчаянно нуждающиеся в правде, — мы можем найти в себе силы, вспоминая трех древних союзников, которых мы имеем в христианском призыве к истине, настоящих друзей, которые помогают нам не молчать о том, что важнее всего.
Во-первых, мы не просто проповедники истины, но личные свидетели Божьей работы в нас.
Свидетели говорят о «том, что мы видели и слышали» (Деяния 4:20) — мы говорим о большем, чем наш опыт, но не меньше. Наше исповедание истины не является спекулятивным или вторичным, но, подобно бывшему слепому человеку, исцеленному Иисусом, мы можем сказать в мире сложности и путаницы: «Одно я знаю, что, хотя я был слеп, теперь я вижу» (Иоанна 9:25). Это одновременно вдохновляет и на мужество, и на раскаяние в нашей борьбе за веру — и может помочь нам понять, какие причины следует принять, а какие оставить в стороне.
Истина внутри нас
Во-вторых, мы заботимся об истине как те, у кого есть всемогущий Союзник Истины — Святой Дух. В мире, который долгое время боролся за истину, Иисус обещал и дал нам всемогущего Помощника, который является «Духом Истины» (Иоанна 4:23-24; Иоанна 14:17; 15:26; 16:13). Дух любит Истину. Его послала сама Истина, и Дух всецело предан Истине со всемогущей энергией. Стремление к истине — это не наша работа, которую мы должны начинать, брать на себя и выполнять с Его помощью. Скорее, это Его великая работа, к которой мы должны присоединиться и наслаждаться без паники или безумия.
Правда вокруг нас
Наконец, какими бы одинокими мы ни чувствовали себя в момент атаки на нас или каким бы маленьким ни был наш круг верующих друзей или поместная церковь, у нас есть люди — и гораздо, гораздо больше семи тысяч, которые не преклонили колена. Никто из нас не стоит в одиночестве «contra mundum», что означает с латинского языка «против мира», как любящий и свидетельствующий об Истине.
Церковь, столп и опора истины, укрепляет душу общением в Истине. В мире полуправды и бесстыдной лжи мы говорим правду, любим правду и стремимся к истине, потому что мы любим, лелеем и поклоняемся вместе Тому, Кто есть Истина.
Автор статьи — Дэвид Матис, редактор христианского портала desiringGod.org