В моей жизни есть человек, которым я восхищаюсь больше всего, после Бога, конечно же, им является человек по имени Кент Хьюз. Он был пастором более 40 лет, и когда ему исполнилось 75, он вышел на пенсию, чтобы помочь заполнить временную вакансию в моей семинарии.
Когда я жил в Филадельфии, мы с ним принадлежим к одной церкви, и я помню, как однажды мы с женой случайно сели рядом с ним и его женой. Тогда я представил ему свою жену, он спросил нас, как долго мы женаты. Мы сказали ему: «На самом деле на этой неделе наша шестимесячная годовщина». Затем я спросил его, как долго он и его жена были женаты. Он сказал: «Пятьдесят два года. Так что примерно в 100 раз дольше, чем вы»
Причина, по которой Кент Хьюз — один из тех, которыми я больше всего восхищаюсь, заключается в том, что он оставался верным до конца. Его любовь к Богу, к церкви Христа и к своей жене очень очевидна. В мире, наполненном скандалами и историями о деконверсии, он остался верен Богу и своей жене на протяжении всей своей жизни.
Это именно та жизнь, о которой я мечтаю. Но как нам это достичь?
В Откровении 3 главе, Иисус пишет письмо церкви в Сардисе именно об этом. Это призыв закончить то, что ты когда-то начал. В частности, это письмо о перекрестках, тех моментах в вашей духовной жизни, которые определяют, закончите ли вы то, что начали, или будете медленно отдаляться от Бога.
Если вы были христианином в течение некоторого времени, вы, вероятно, испытывали взлеты и падения в своем хождении с Богом — духовные взлеты, но также и духовные падения.
Это совершенно нормально. Самое главное, что вы делаете в эти тяжелые времена? Вот о чем это письмо.
Будьте бдительны
Как пишет Роберт Х. Маунс в своей книге, Сардис когда-то был одним из самых могущественных городов древнего мира. И одной из причин этого была его стена. В городе была горная крепость со стенами, которые возвышались на 1500 футов над землей, и это делало город почти неприступным.
Но в 549 году до н. э. персидский царь Кир разгромил город, и он сделал это прямо под носом у сардов. Он послал кого-то залезть в расщелину, которую нашел в стене.
Если бы стражи города обратили хоть какое-то внимание, они бы увидели приближающегося альпиниста и могли бы легко победить его. Но они не обращали на это никакого внимания, и поэтому он поднялся на все 1500 футов стены, вошел в город, открыл главные ворота и впустил персидскую армию.
Из-за того, что Сарды не смогли оставаться бдительными, персам даже не нужно было преодолевать стену. Они прошли прямо через главные ворота и разгромили город.
И вы могли бы подумать, что после этого сарды усвоили бы свой урок. Но то же самое повторилось в 216 году до н. э.
Иисус начинает свое письмо христианам в Сардисе, призывая их «пробудиться» (Откр.3:2). Мы могли бы также перевести эту фразу: «Будьте бдительны». Это повеление ранило бы сердца последователей Иисуса в Сардисе. Они знали о последствиях принятия на себя ответственности за свою безопасность и неспособности оставаться начеку.
Мы все уязвимы
Иисус говорит, что-то же самое верно и в нашей духовной жизни. Чтобы закончить то, что вы начали, вам нужно оставаться внимательным к своей вере. Опасно предполагать, что твое сердце не уязвимо для нашего врага.
Дьявол очень реален, и он очень хитер. Часто его стратегия похожа на стратегию персидских воинов, кто завоевал Сардис — проникнуть внутрь и открыть ворота изнутри. Он пытается медленно и тонко заманить вас желать чего-то иного, кроме Бога, изменить вас изнутри, приспособить вашу жизнь к идолам наших дней. И все, что ему нужно сделать, это отклонить вас на один градус от курса, и постепенно, со временем, вы обнаружите, что все дальше и дальше отдаляетесь от Бога.
Вот что случилось с сардинцами. Они приспособили идолов своей культуры и таким образом испачкали свои одежды (Откр.3:4), как пишет Грант Р. Осборн.
Легко начать наш путь определенным образом и приобрести репутацию христианина, но затем, с течением времени вместо того, чтобы расти в святости, мы постепенно все больше и больше становимся похожими на наших знакомых / коллег / членов семьи — нехристиан.
Так как же этого избежать? Как оставаться бдительными и заканчивать то, что начали?
Три ключа для завершения миссии
Это нормально — испытывать моменты падения в нашей духовной жизни. На самом деле социологи обнаружили, что в середине какого-либо действия обычно происходит провал, как пишет Дэниел Х. Пинк в книге «Научные секреты идеального времени» (115). Будь то наше счастье, энергия в течение дня или наша работа над проектом, почти всегда происходит спад в середине. Мы начинаем трудится с неиссякаемой силой, и, в конце концов, она незаметно для глаз снижается.
Это происходит и в нашей духовной жизни. Это часть нашей падшей природы. Наши сердца склонны блуждать, склонны покидать Бога, Которого мы любим.
Самое главное, как вы реагируете, когда находитесь в этой средней точке? Позволите ли вы спаду продолжаться, или проснетесь и снова подниметесь на этот холм?
Письмо Иисуса к церкви в Сардисе рассказывает нам, что делать в эти времена. Это дает нам три ключа к завершению того, что вы начали. В этом нет ничего экстраординарного. Они не о переживаниях на вершине горы. Это простые выражения повседневной верности. Но они — ключ к тому, чтобы стать сильными.
- Помните
«Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» (Откр.3:3). Первый ключ — это помнить. И лучший способ запомнить то, что вы получили и услышали, — это поклоняться вместе с Божьим народом каждое воскресенье. Мы собираемся, чтобы вспомнить, кто такой Бог, что Он обещает нам и как Он призвал нас жить вместе с Ним. Чтобы закончить то, что вы начали, вам нужно позволить Слову Божьему восстанавливать и питать вашу душу каждое воскресенье.
- Продолжайте
Второй ключ — сохранять. Мы должны не только помнить о путях Божьих. Мы также должны сохранять их в своем сердце и действиях. В нашем хождении с Богом есть элемент воли. Мы должны следовать Божьим заповедям, даже когда это нам чего-то стоит, даже когда нам этого не хочется, даже когда мы не понимаем.
И помните, что Вы не один. Сила Божья действует в Вас. Просите Его о помощи и просите о помощи Вашего друга-христианина.
- Покайтесь
Третий ключ связан со вторым. Это еще одна волевая команда, и обратная сторона сохранения. Делайте то, что повелевает Бог, и раскаивайтесь в тех вещах, которые Вы делали, но не должны были делать.
И помните: Божьи объятия широко распахнуты, чтобы принять Вас. Если Вы придете к Нему и покаетесь, Он всегда простит Вас.
Три обещания
У всех нас бывают периоды сухости в наших душах, духовные спады, времена, когда мы удаляемся от Бога, но если в эти времена Вы помните, соблюдаете верность и каетесь, тогда Иисус дает вам три обещания в этом письме.
Его первое обещание состоит в том, что вы будете одеты в белые одежды (Откр.3:5). Белая одежда — символ чистоты. Это обещание, что, если вы омыли свои запятнанные одежды в крови Иисуса Христа (ср. Откр.7:9-14), то ваши грехи будут покрыты, и когда вы доживете до того последнего дня, закончив то, что начали, вы будете ходить в белом, чистом и непорочном одеянии перед Богом.
В римской культуре ношение белого было символом победы и торжества.
Иисус обещает, что подобно римскому полководцу, возвращающемуся с победы над своими врагами, Он вернется к нам Победителем над всеми грехами и смертью. Мы можем закончить то, что начали, потому что Он закончит то, что начал. И как римские войны празднуют свою победу, так и мы в этот день будем праздновать так, как никогда раньше!
Второе обещание Иисуса состоит в том, что Он никогда не вычеркнет Ваше имя из книги жизни (Откр.3:5). Если у вас есть искренняя вера в Него, Он сохранит вас до конца. И Вы закончите то, что когда-то начали!
И третье обещание Иисуса является кульминацией всего отрывка: «исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3:5). Это изображение Иисуса в роли судьи, выносящего свой вердикт. Тех, кто верен до конца, Он объявит в тот последний день перед Отцом, что они праведны, чисты и победоносны.
Все мы переживаем духовные спады и времена, когда удаляемся от Бога.
Самое главное — это то, что Вы делаете в трудные времена. Протяните к Нему свою руку. Закончите то, что когда-то начали.