«Бог допускает то, что ненавидит, чтобы достичь того, что Он любит».
Я помню эти слова, будто они были сказаны мне еще вчера. Меня, едва вышедшую из подросткового возраста, только недавно выписали из больницы. Мы сидели дома с моим другом Стивом Эстом, читая Библию. Мы познакомились, когда он услышал, что у меня есть сложные вопросы о Боге и моей сломанной шее. Он также знал, что я часто задаюсь вопросами и пытаюсь найти на них ответы.
Итак, Стив заключил со мной сделку. Я угощала его лимонадами и мамиными бутербродами, а он открывал мне ответы из Библии. Хотя я не могу воспроизвести его точные слова, эти беседы произвели на меня такое неизгладимое впечатление, что даже сейчас, более пятидесяти лет спустя, я могу уловить их суть.
«Я всегда думала, что Бог добр», — сказала я ему. «Но вот я страдаю параличом, сижу в инвалидном кресле и чувствую себя скорее Его врагом, чем Его ребенком! Разве Он не хотел предотвратить мой несчастный случай? Мог ли Он это сделать? Был ли Он вообще там? Может быть, вместо этого там был дьявол».
Десятилетия спустя Стив скажет мне: «Джонни, когда я сидел напротив тебя в тот вечер, я был трезв. Я имею в виду, я никогда не встречал человека моего возраста в инвалидном кресле. Я знал, что сказано в Библии, и дюжина отрывков пришла мне на ум после учебы в церкви. Но, сидя напротив тебя, я понял, что никогда не проверял эти истины на таком сложном курсе. Ничего хуже двойки по алгебре со мной никогда не случалось. Но я смотрел на тебя и продолжал думать: если Библия не может работать в жизни этой парализованной девушки, значит, она никогда не была настоящей. Итак, Джонни, я прочистил горло и спрыгнул со скалы».
Бог допускает то, что Он ненавидит
Той ночью Стив наклонился над столом и сказал: «Бог поместил тебя на это инвалидное кресло, Джонни. Я не знаю почему, но ты узнаешь это, если будешь доверять Ему вместо того, чтобы бороться с Ним – если не в этой жизни, то в грядущей. Он позволил тебе сломать шею. И, возможно, я здесь для того, чтобы помочь тебе увидеть, по крайней мере, несколько причин для этого».
Стив сделал паузу, а затем подытожил ее десятью словами, которые изменили мою жизнь:
«Бог допускает то, что ненавидит, чтобы достичь того, что Он любит».
Эта фраза ударила меня, как кирпич по голове. Из-за своей простоты это звучало банально, но, тем не менее, манило меня, как самая скрытая загадка. Казалось, в этом таилась какая-то глубокая и таинственная истина, которая вызывала у меня восхищение. «Расскажи мне больше», — попросила я.
Тем летом вместе со Стивом я исследовала одни из самых загадочных отрывков Писания. Я хотела знать, как Бог может допускать ненавистные события, не вступая в сговор с дьяволом. Как Он может быть над страданиями, не запачкав руки? И с какой целью? Что такого ценит Бог, ради чего стоило сломать мне шею?
Бог не причиняет страдания добровольно
Итак, позвольте мне повторить некоторые советы Стива, которые он дал мне тем летом. Он начал со слов из главы Плача Иеремии 3:32-33:
«Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих».
В этом стихе Библия утверждает, что Бог «послал горе», но при этом «Он не по изволению сердца… огорчает». Этими словами Стив смог заверить меня, что, хотя Бог и позволил несчастному случаю произойти со мной, Ему не доставило удовольствия допустить эти ужасные страдания. Мне было очень важно услышать такие слова.
Но как насчет вопроса о том, кто виноват в моем несчастном случае? Кто несет ответственность за трагедию — Бог или дьявол? Отрывок из 3 главы Плача Иеремии дает ясное понимание, что её несет Бог. Он стоит за этим. Бог подобен безбилетному пассажиру в автобусе сатаны — воздвигающий невидимые заборы вокруг ярости дьявола и приносящий высшую пользу из злобы сатаны.
«Бог главный, Джонни, но это не означает, что Он столкнул тебя в воду буквально», — сказал Стив. В Числах 35:11 изображается, как кто-то умирает при «несчастном случае», называя это «непреднамеренность». Однако в другом месте, о том же самом инциденте, Библия говорит: «Бог позволяет этому случиться» (Исход 21:13).
Эти слова были как глубокие воды: Бог повелевает, но не обязательно делает? Когда я попросила Стива продолжить, он улыбнулся и сказал: «Добро пожаловать в мир ограниченных людей, пытающихся понять неограниченного Бога. Ясно одно: Бог допускает то, чего не одобряет. Он позволяет другим делать то, чего никогда бы не сделал — Он не украл верблюдов Иова и не побудил халдеев захватить собственность Иова, но Бог не отпускал руль даже на секунду».
Затем он добавил, улыбаясь: «Итак, ответственность лежит на Боге, Джонни, даже когда люди думают, что Он не имеет никакого отношения к твоему несчастному случаю, и что только ты ответственна за неосторожное погружение на мелководье!»
Хорошо, я поняла. Бог допускает то, что Он ненавидит. Но как насчет следующей части предложения — там, где Он позволяет произойти ужасным вещам, чтобы достичь того, что любит? Я все еще не могла представить, какое хорошее может стоить той ужасной цены боли и паралича.
Кто распял Иисуса Христа?
Когда дело доходит до старой проблемы соотношения затрат и выгод, Бог сначала подвергает себя испытанию. Он желал смерти своему собственному Сыну, но не испытывал никакого удовольствия от агонии. Бог спланировал это, но зачинщиком был сатана.
Подумайте о предательстве, пытках, смерти и убийстве, которые привели к распятию Христа. Как эти ужасные вещи могли быть Божьей волей? И все же Иуда Искариот и вся его компания, включая римлян, которые пригвоздили Иисуса к дереву, сделали «все, что было предопределено [Божьей] рукой и [Божьим] планом» (Деяния 4:28).
Итак, Бог сказал всем, кто кричал за распятие Христа: «Вы хотите согрешить? Когда вы это сделаете, Я позабочусь, чтобы вы это сделали, сохранив свою вину, но при этом выполнив Мою волю!» Бог направил их дьявольский план послужить Его изумительной цели. Божественный план, который принесет пользу Его народу и максимальную славу для Него Самого.
«И славный план, который стоил ужасной цены креста, — тихо сказал Стив, — это спасение для мира грешников».
Побеждая зло злом
«Джонни, Он заботится о твоих горестях, но они всего лишь симптомы более глубокой проблемы. Бог меньше заботится о том, чтобы тебе было комфортно, и больше о том, чтобы научить тебя ненавидеть свои грехи и возрастать духовно в любви к Нему.
Другими словами, Бог позволяет тебе ощутить жало греха через страдания, пока ты направляешься в небеса. И это должно постоянно напоминать тебе то, от чего ты была спасена. Итак, одна форма зла – твоя боль и паралич, переворачивается с ног на голову, чтобы победить другую форму зла – твою горечь, негодование, беспокойство, страхи, и так далее – и всё во славу Божьей мудрости».
Теперь мне стало понятнее. Бог позволил на Голгофе случиться тому, что Ему ненавистно, чтобы осуществить то, что Он любит, мое спасение и Его слава в моем спасении.
Страдая за людей
«Джонни, это идеальный образ для твоей жизни, — сказал Стив, — Бог допустил то, что ненавидит, повреждение твоего спинного мозга, чтобы достичь того, что любит, а именно, что Христос в тебе, и это упование славы» (Колоссянам 1:27).
«Он хочет, чтобы твое горе стало платформой для достижения других людей для Христа».
Моя история, в таком случае, напоминает историю Иосифа и его безнравственных братьев.
Иосиф прямо сказал им в Бытии 50:20: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Да, Бог позволил этот ужасный паралич в моей жизни, но Его любовь смотрит куда дальше.
Пятьдесят лет спустя
Прошло более пятидесяти лет с того лета, когда я провела так много ночей со Стивом за семейным столом. Сейчас он старший пастор в церкви Брик-Лейн в Пенсильвании, в то время как я «Иосиф», которого использует Бог для спасения людей, рассказываю радостную весть людям с ограниченными возможностями через организацию «Джонни и друзья».
Люди иногда озадачены моей радостью, особенно с тех пор, как я живу с хронической болью. Но Бог делится Своей радостью на Своих условиях, и эти условия требуют, чтобы мы в какой-то мере переносили страдания, как это сделал Его драгоценный Сын. И это нормально. Ибо когда я крепко держусь за Божью благодать в своих скорбях, радость, которую Он дает, превосходит все. Вот почему мой так называемый ненавистный паралич делает меня такой счастливой.
И все же я далеко не так счастлива, как буду на небесах.
«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринфянам 4:17)
Да, Бог позволяет происходить ужасному, но в финале мира произойдет нечто настолько грандиозное и славное, что этого будет более чем достаточно для каждой боли, которую мы испытали на этой планете. Бог в геометрической прогрессии возместит каждую слезу (Псалом 55:9) и щедро вознаградит нас за всю боль (Римлянам 8:18). Лучше всего то, что Бог объяснит загадочные пути Его воли.
Автор статьи — Джонни Эриксон Тада, основатель и главный исполнительный директор организации «Джонни и Друзья»