Большинство людей не хотят, чтобы их считали ленивыми — как людей, испытывающих отвращение к тяжелой работе. Мы все знаем, что лень — это порок, развращающее и увлекательное использование хорошего дара отдыха. Досуг в надлежащих дозах — это чудесный, освежающий дар Божий. Но привычное потворство досугу и пренебрежение данными Богом обязанностями приводит к разрушению, как для нас самих, так и для других.
Но это разрушительно по более глубокой причине, чем очевидное пагубное воздействие работы, выполненной небрежно или не выполненной вообще. На более глубоких уровнях лень лишает нас счастья, уменьшая нашу способность наслаждаться глубочайшими удовольствиями. И вдобавок ко всему, это оставляет нас неспособными любить так, как мы должны.
Поскольку все мы по-разному склонны к греху лени, полезно помнить обо всем, что поставлено на карту, и почему снова и снова на протяжении всей Библии Бог повелевает нам стремиться к добродетели усердия.
Добродетели и пороки
Для христиан добродетель — это моральное превосходство, которое, если его культивировать в привычку, становится морально превосходной чертой характера. Мы становимся более подобающими образу Христа (Римлянам 8:29) и испытываем возросшую способность радоваться тому, что Бог сделал хорошим, истинным и прекрасным. Мы видим примеры из Священных Писаний во 2 Петра 1:5-8:
«то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа»
И наоборот, порок — это моральное разложение, которое, если его культивировать в привычку, становится морально развращенной чертой характера. Мы становимся более приспособленными к образцу этого падшего мира (Римлянам 12:2) и испытываем снижение способности радоваться тому, что Бог сделал хорошим, истинным и прекрасным. Мы видим примеры из Священного Писания в Послании к Галатам 5:19-21:
«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны], ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Почему трудолюбие — это «небесная добродетель»
В пятом или шестом веке многие в церкви включали усердие в список семи небесных добродетелей, чтобы противостоять лени, которая была в списке семи смертных грехов. Но святые на протяжении всей истории искупления всегда считали усердие необходимой добродетелью. Как Ветхий, так и Новый Заветы последовательно призывают святых быть прилежными и предостерегают от опасностей лености.
Вот образец:
«Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и, чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих» (Второзаконие 4:9).
«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притчи 13:4).
«Ты заповедал повеления Твои хранить твердо» (Псалом 118:4).
«в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Римлянам 12:11).
«Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фессалоникийцам 3:10-11).
«Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Петра 1:10).
Как показывают эти отрывки, усердие — это «небесная добродетель», потому что оно является средством развития благочестия — возросшей способности глубоко радоваться Богу и Его дарам. Культивирование «смертного греха» (или порока) лени, с другой стороны, является средством культивирования безбожия — сниженной способности глубоко радоваться Богу и Его дарам.
Но когда мы говорим о прилежании, как о способе воспитания благочестия, есть еще одно измерение, помимо развития сильной трудовой этики ради получения больших радостей. Поскольку «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8) и поскольку любовь исполняет Его закон (Римлянам 13:10; Галатам 5:14), возрастание в благочестии означает, что мы растем в каком-то аспекте того, что значит любить. Что делает добродетель усердия отчетливо христианской, так это то, что это один из способов, которым мы любим Бога в высшей степени и любим наших ближних как самих себя (Матфея 22:37-39).
Бог создал нас такими, чтобы наши действия выявляли истинные чувства нашего внутреннего существа. Говоря очень просто (и, по общему признанию, упрощенно): то, как мы ведем себя с течением времени, отражает то, во что мы верим; то, что мы делаем, отражает то, чего мы желаем; наши труды отражают нашу любовь.
Теперь я понимаю, что затрагиваю сложный вопрос. Наши мотивирующие убеждения, желания и любовь не просты, как и условия, в которых мы ведем себя, делаем и работаем. Как и неврологические расстройства и болезни, которые иногда бросают ключи в эти и без того сложные механизмы.
Тем не менее, остается верным, что наше последовательное поведение с течением времени показывает, во что мы действительно верим, чего желаем и любим. Именно это имел в виду Иисус, говоря, что мы можем отличить здоровое (добродетельное) дерево от больного (испорченного) дерева по его плодам (Матфея 7:17-20).
И, конечно, «плоды» проявляются не только в том, что мы делаем, но и в том, как мы это делаем. И вот здесь наше усердие или лень часто показывают, что или кого мы действительно любим. Поскольку мы стремимся заботиться о том, что мы очень ценим, обычно очевидно, когда другие вкладывают душу в то, что они делают, а когда нет. Или, как сказал Павел о некоторых «ленивых» на Крите, «Они утверждают, что знают Бога, но своими делами отвергают Его» (Тит 1:12, 16).
В том, что мы делаем и как мы это делаем, в нашем усердии или лени, мы приходим к тому, чтобы носить нашу любовь в сердце — любим ли мы Бога (Иоанна 14:15) и нашего ближнего (1 Иоанна 3:18) или эгоистично любим себя (2 Тимофею 3:2).
Будьте все более прилежными
Таким образом, на карту поставлено больше нашего усердия или лени, чем мы могли подумать ранее.
Да, усердие важно для выполнения качественной работы, что во многих отношениях выгодно. Но тяжелая работа сама по себе не равна добродетели усердия. Как отмечает Тони Рейнке, «Трудоголизм ленив, потому что он использует труд эгоцентричным образом, чтобы сосредоточиться на личном продвижении или накопленных наградах» (Killjoys, 50).
Когда Писание повелевает нам «быть еще более усердными» (2 Петра 1:10), Бог призывает нас усердно трудиться для достижения правильных целей (возрастания в благочестии), правильными путями (как повелевает Бог), по правильным причинам (любовь). Чем больше такого рода усердие становится для нас характерным, тем больше мы становимся похожими на Иисуса: мы все больше радуемся тому, что доставляет Ему удовольствие, и все больше любим так, как любит Он, — что является истинной добродетелью.
Автор статьи — Джон Блум, штатный писатель desiringGod.org