Генри Форд не ставил своей целью создание мегацерквей. Но до появления личного транспортного средства большинство христиан, ищущих церковь, сталкивались с простым деноминационным решением: посещаете ли вы баптистскую, методистскую, пресвитерианскую, лютеранскую или католическую церковь за углом? Имея автомобиль, христиане могли посещать любую церковь, в которой были лучшие программы детского служения, молодежные мероприятия и воскресные утренние богослужения — при условии, что это было в пределах 10-30 минут езды от их дома. Действительно, церкви взывали к нашему желанию потреблять, предлагая меню служений настолько обширное, что могло бы заставить покраснеть официанта фабрики чизкейков.
Это был не первый и не последний раз, когда технологии изменили церковь. Но даже несмотря на то, что темпы технологических изменений в последние годы казались головокружительными и утомительными для церквей, мы видели только верхушку цифрового айсберга. Настоящее изменение, которое действительно изменит наши ментальные, духовные и церковные ландшафты, скоро произойдет: метавселенная.
Что такое Метавселенная?
Для большинства людей «метавселенная» — это новое слово, и мы услышали его только из-за недавнего объявления Марка Цукерберга о том, что компания Facebook меняет свое название на Meta. Новое название — это кивок в будущее. Мета позиционирует себя как первопроходец новой цифровой вселенной.
Как заявил на конференции Марк Цукерберг, Meta с латинского означает буквально «за пределами». Термин «метавселенная» придуман американским фантастом Нилом Стивенсоном в романе «Лавина», выпущенном в 1992 году. Этим словом он описывал виртуальный мир, где живут аватары реальных людей.
Но что именно представляет собой метавселенная? В своем учебнике Мэтью Болл — управляющий партнер венчурного фонда, инвестирующего значительные средства в метавселенную, — пишет:
Метавселенная — это мир, в котором виртуальные, несуществующие в реальности объекты сливаются с вполне физическими вещами и событиями в рамках единой платформы, экосистемы. Простой пример: в виде вашего цифрового двойника-аватара совместно с другими людьми вы перенесетесь во множество различных отображений вселенной, наполненных, в зависимости от сценария использования, различными сервисами — от образовательных до развлекательных.
Метавселенная — это масштабируемая и совместимая сеть 3D-виртуальных миров, отображаемых в реальном времени, которые могут синхронно и постоянно восприниматься практически неограниченным числом пользователей и с непрерывностью данных, таких как личность, история, права, объекты, коммуникации и платежи.
Метавселенная — это не цифровой мир. Это цифровой мир миров, по которому люди могут беспрепятственно путешествовать, сохраняя свой внешний вид и цифровые вещи, куда бы они ни отправились. Эти миры существуют не только в виртуальной реальности (VR), но и накладываются на физическую реальность через AR (дополненную реальность).
Метавселенная все еще является технологией в зародыше, но несколько ранних примеров дают представление о будущем:
В телешоу Альтер-эго на телеканале FOX представлены музыкальные исполнители, выступающие в качестве цифровых аватаров для судей шоу. Участники объясняют, что физическая внешность или социальная тревожность ранее мешали им, но использование аватара позволяет им быть реальными. В метавселенной у людей будут цифровые удостоверения, которые они могут предпочесть своей физической личности.
Pokémon Go от Niantic позволяет игрокам использовать камеры телефонов, чтобы видеть покемонов и захватывать их. В будущем люди могут использовать очки AR для имитации офисов и встреч с друзьями.
Трэвис Скотт устроил живой концерт в Fortnite, где игроки могли участвовать, танцевать и перемещаться по мирам. В нем приняли участие более 30 миллионов человек, что сделало его больше, чем шоу в перерыве Суперкубка. В будущем люди могут ожидать или даже предпочесть виртуальные площадки в качестве места для проведения живых мероприятий.
Программное обеспечение Apple для распознавания лиц использует инфракрасное излучение для анализа 30 000 точек на вашем лице. Это то, что позволяет вам создавать эмоджи, которые точно отображают выражение вашего лица в реальном времени. В метавселенной цифровые аватары людей будут плавно отражать их реальное выражение лица, создавая симулякр подлинного личного присутствия.
Контроллеры Playstation 5 оснащены революционной тактильной технологией, которая позволяет разработчикам игр создавать невероятно реалистичные физические ощущения. В будущем тактильные перчатки дадут вам возможность почувствовать цифровое рукопожатие, подержать цифровую кружку или дать цифровую пять вашему другу.
PlayFab от Microsoft и GameLift от Amazon используют искусственный интеллект для размещения и подбора игроков, ищущих многопользовательский опыт. Это делает игры увлекательными, потому что вы соревнуетесь только с такими же опытными игроками. В метавселенной службы подбора партнеров могут использовать тестирование личности на основе искусственного интеллекта для создания цифровых групп друзей на основе общих интересов.
NFT (не взаимозаменяемые токены) позволяют вам владеть отдельной частью цифровой собственности. В метавселенной люди будут покупать цифровые дизайнерские товары, носить их или использовать на разных платформах в виртуальной реальности или даже в реальном мире через AR. Наденьте очки AR, и человек или место станут живым, движущимся произведением искусства (или рекламой).
Новейший симулятор полета Microsoft содержит более 2,5 миллионов гигабайт данных, потому что Microsoft отобразила реальный мир и встроила его в игру. В нем 2 триллиона уникальных деревьев и 1,5 миллиарда уникальных зданий. Симулятор соответствует реальной деятельности, в том числе погоде. Это называется «зеркальным миром», и в будущем люди могут использовать эти цифровые активы для проектирования зданий реального строительства или только для цифрового использования. Вы сможете купить гиперреалистичную цифровую недвижимость, в которой вы будете жить, общаться или отправляется в мини-отпуск.
Ни один из этих примеров сам по себе не является метавселенной. Но в совокупности они очерчивают будущего ребенка, которого может произвести метавселенная.
Как христианам стоит подготовиться к метавселенной?
Что означает метавселенная для церкви и для христиан?
Когда Facebook дебютировал в 2004 году, а iPhone был выпущен в 2007 году, мы не знали, что ждет нас в будущем. Четырнадцать лет спустя мы знаем. И церковь только сейчас наверстывает упущенное. Мы не можем наверстать упущенное десятилетие после того, как метавселенная изменила культуру. Мы должны подготовить учеников сейчас, зная, что метавселенная только усугубит текущие проблемы, созданные (хотите верьте, хотите, нет) менее агрессивным Интернетом.
К счастью, до метавселенной еще 5-10 лет. Мы можем предвидеть грядущие перемены и подготовить учеников Иисуса к жизни в качестве верных свидетелей в этом будущем мире. Вот три темы, которые мы должны начать подчеркивать сегодня, чтобы мы могли сформировать стойких учеников завтрашнего дня.
- Данность идентичности в индивидуальном мире
Если вы думаете, что общество сейчас борется с вопросами идентичности, будьте готовы. Люди смогут выражать себя так, как они хотят, с помощью полностью настраиваемых аватаров в метавселенной. Например, в презентации Марка Цукерберга друг появился в виде робота в космической комнате.
Что происходит, когда мы больше отождествляем себя с виртуальной версией самих себя, чем с нашими реальными «я»? Люди могут начать отождествлять свою данную Богом идентичность с личностью, созданной ими самими в метавселенной. Дебаты о трансгуманизме у нас на пороге. Имаго Деи (Imago Dei – образ Бога) вот-вот столкнется с Имаго Мета.
В мире, где каждый аспект нашей идентичности будет полностью настраиваемым, празднование полученной идентичности — данной Богом, чтобы быть его носителями человеческого образа, созданными из плоти и костей, мужчинами и женщинами, для культивирования мира — будет радикально контркультурным. Но это также будет спасением жизни. Тревога по поводу самосозидания уже наносит ущерб поколению.
Церковь может быть последним местом, где вас примут таким, каким вы созданы, а не таким, каким вы придуманы.
- Доброта Творения в бестелесном мире
Мы начнем большую часть нашей жизни жить бестелесно, либо как аватары в VR-пространствах, либо как голограммы с использованием технологии AR. Разделение, которое мы чувствуем — между нашими физическими телами и окружением, и нашим практически расширенным сознанием — будет расти. Будет легко начать видеть бесконечные возможности нашего виртуального мира и тел как лучшие и более реальные, чем физический мир.
Секуляризм разочаровал мир и лишил его трансцендентного, сакраментального смысла. Метавселенная предлагает подделку трансцендентности, когда она удовлетворяет, как выразился один подкастер, «очень долгосрочное человеческое стремление иметь возможность войти в полностью воображаемый мир». Как ученики Иисуса, мы настаиваем на благости нашего физического мира и тел. Первой, самой фундаментальной работой Адама было возделывание сада. Иисус призывает своих последователей заботиться о больных, навещать одиноких, помогать угнетенным и заботиться об окружающей среде. Мы знаем, что виртуальный мир, созданный публичными компаниями, никогда не будет более реальным или важным, чем мир, созданный Богом и названный «очень хорошим».
Последователи Иисуса должны противостоять постоянной цифровой связи, формируя сообщества, в которых люди намеренно отключаются от виртуальной реальности, чтобы быть рядом с другими: смотреть им в глаза, обнимать их и просто быть с ними. Это будет контркультурно в лучшем смысле этого слова.
- Пределы как благодать в безграничном мире
Метавселенная предоставит нам возможность испытать проблески силы, которой обладает только Бог. Готовность информации даст нам представление о том, что мы всеведущи. Способность создавать миры и идентичности даст нам представление о том, что мы всемогущи. Преодоление географических границ позволит нам быть там, где мы хотим быть в любой момент времени, приближаясь к вездесущности. Разрушение пространственно-временных барьеров, когда мы сможем путешествовать назад во времени с помощью виртуальной реальности, даст нам представление о вечности. Наша футуристическая Вавилонская башня заманивает нас обещаниями безграничности.
Ученикам Иисуса нужно будет сопротивляться, принимая данные Богом ограничения. Мы можем присутствовать в наших местных сообществах, сосредоточиться на медленном постепенном росте систем и структур, которые ведут к процветанию людей (как физическому, так и виртуальному), и принять все более немодную фразу «Я не знаю». В нашей жизни может проявиться истина о том, что мы не можем быть везде, и мы не можем быть всем, и это дар от Бога, который есть и мы должны его принять.
Верность на новом рубеже!
Хотя мы не можем предсказать все способы, которыми метавселенная изменит нас, мы знаем, что христианское свидетельство всегда противоречит культуре. Метавселенная может обещать божественную силу и знания, но, как и все идолы, она потребует больше, чем дает. Несмотря на свою привлекательность, метавселенная в конечном итоге укажет за пределы себя на трансцендентного Короля, слова Которого сделали реальностью невиртуальную реальность.
Как и любое технологическое новшество, метавселенная несет в себе как возможности, так и угрозы. Но если мы начнем тяжелую работу ученичества сегодня, мы можем обнаружить стойких учеников Иисуса, преданно ведущих на новый рубеж, работающих для процветания каждого — физически и виртуально — с уверенным смирением перед лицом грандиозных изменений.
Ян Харбер — директор по связям с общественностью некоммерческой организации в Дентоне, штат Техас. Он также является соавтором книги «Прежде чем вы потеряете свою веру: Разрушая сомнения в церкви» (TGC, 2021).
Патрик Миллер (MDiv, Теологическая семинария Завета) — пастор в The Crossing, где он курирует цифровое служение.