Мы приближаемся к Хэллоуину, по всему миру этот праздник пройдет уже в это воскресенье. Для многих это день призраков, страшных костюмов, разнообразных тыкв и конфет. Но для некоторых из нас этот день служит ежегодным напоминанием о протестантской реформации. День реформации напоминает нам о том, как послание Павла к Римлянам зажгло огонь в душе Мартина Лютера, огонь настолько смелый, что он выступил против всей религиозной системы, которая хотела закрыть ему рот. Этого не произошло. Лютер отдал свою жизнь, чтобы проповедовать Евангелие. Реформатор олицетворяет собой смелость львиного сердца. Так откуда же берется такая смелость? И почему грешники так бояться? Когда мы приближаемся ко Дню Реформации, это отличный отрывок из проповеди Джона Пайпера 1993 года, проповеди о Притчах 28:1, в которой говорится: «Нечестивый бежит, когда никто его не преследует, но праведный смел, как лев». Она начинается с того, что пастор Джон упоминает Притчи 14:16 и говорит о нечистой совести.
Смелый во имя справедливости
«Глупый беснуется и дерзок» (Притчи 14:16, авторский перевод). И слово смелый — это то же самое слово, что и в Притчах 28:1: «Праведники смелы, как львы». Так что глупцы могут быть смелыми, а праведники могут быть смелыми, что заставляет меня думать — что здесь, в этом стихе, говорится о том, что в целом в нечестии есть что-то, что разжигает страх, и в праведности есть что-то, что разжигает смелость. Но это не настолько абсолютно, чтобы не было какой-то смелости, которой могут обладать нечестивые, и не было какой-то робости, которая время от времени может быть у праведных.
И все мы знаем это по опыту, и мы знаем это из Библии, что у нечестивых есть безрассудная смелость, особенно в погоне за злом: грязные иглы, беспорядочный секс, превышение скорости, безрассудные преступления. Требуется много глупой смелости, чтобы сделать то, что делают многие нечестивые. Они не часто проявляют трусость в погоне за грехом. Они многократно рискуют своей жизнью, свободой и вечностью.
Что такого есть в нечестивых, что заставляет их убегать, когда никто их не преследует? Я думаю, вы прекрасно знаете ответ на этот вопрос. Мы можем найти это в Библии, и в нашем личном опыте. Когда вы видите полицейскую машину, ваша первая реакция — благодарность за то, что здесь есть блюстители закона? Когда вы играете в баскетбол или раньше играли в баскетбол, футбол, повлияло ли то, как вы играете, на реакцию, которую вы чувствовали каждый раз, когда раздавался свисток? Когда вы ведете разговор, начинаете ли вы защищаться еще до того, как прозвучало какое-либо обвинение или что-то явно сказанное против того, что вы думаете? Вы убегаете, потому что слышите обвинителя там, где его может и не быть?
Мы убегаем, когда нас не преследуют, потому что в нас нечистая совесть. В нашей жизни накопилось много вещей, плохих поступков, которые мы совершили, которые мы не исправили, и внутренний голос говорит нам, что кто-то преследует нас, даже когда это не так. Вина — родитель страха, а наша совесть очень изобретательна. Совесть создает преследователей там, где они должны быть, но их нет. Ветерок превращается в грабителя. Тени превращаются в призраков. Полиция превращается в противников. Родители превращаются в полицию. Бог превращается во врага вашей жизни.
Бытие 3:8 говорит: «и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Бог не преследовал их, у Него не было пистолета или меча. И Бог сказал Адаму: «Где ты?» (Бытие 3:9). И Адам сказал: «Я услышал Твой голос в саду, и я испугался» (Бытие 3:10). И с тех пор мы боимся. С тех пор мы боимся Его.
Нечистая совесть превратит тени в призраки, машины скорой помощи — в полицейские машины, невинные расследования — в обвинительные заключения, звонки в дверь — в угрозы, почтальонов — в прапорщиков, школьных учителей — в надзирателей, родителей — в перекрестные допросы, друзей — в предателей, а простые служебные записки — в документы об увольнении. Совесть почти бесконечно созидательна, и нечестивые бегут туда, где их никто не преследует. Совесть компенсирует то, чего нет, создавая из ничего преследователей, которые нам нужны, чтобы привести нас к справедливости, раскаянию, примирению и прощению с людьми, которым мы причинили зло.
Нечистая совесть создает преследователей там, где их нет, если только вы не заглушите ее алкоголем, или наркотиками, или не взорвете ее постоянной громкой музыкой, и постоянными побегами от одиночества, или бесконечными отрицаниями — «Этого нет, это не совесть, это не считается, это не важно; Я могу жить, не разговаривая с Богом», — пока вы не зайдете так далеко, укрепившись против этого данного Богом голоса, что он прекратится, и вы больше не услышите шагов Бога в саду.
Львиное сердце во Христе
Праведники — это люди, которые уповают на Господа, а не на самих себя, на свои собственные заслуги, дела и праведность. Они уповают на Господа, Его милость и Его непоколебимую доброту. И тогда они являются теми, кто, согласно Псалму 32:1-2, покрыл свои грехи, и их беззакония не вменяются им. Их беззакония просто не учитываются, потому что они уповают на Господа. Вот кто такие праведники в Ветхом Завете, Новом Завете и повсюду в этой вселенной: праведники — это люди, которые верят в Господа и полагаются на Иисуса Христа во всем, что у них есть и в чем они нуждаются. И они смелы, как Божьи львы.
«Страх перед людьми коренится в страхе быть неправым с Богом».
Если вы сможете иметь такую смелость в общении с Богом, как у Мартина Лютера, — чтобы вы знали, глядя в лицо Всемогущему, Святому, бесконечно мудрому и прекрасному Богу, что Он не вменяет вам никакого беззакония, — вы будете настолько смелы, насколько это возможно с людьми. Страх перед людьми коренится в страхе быть неправым с Богом. Если бы вы знали, что Бог стоит по правую руку от вас с бесконечной силой, положив Свою правую руку вам на плечо, вы были бы смелы, как лев.
В 1521 году вышла книга «Ричард Львиное Сердце». Вся жизнь Мартина Лютера была полна невероятного мужества, но позвольте мне закончить одной иллюстрацией его смелости. Это было осенью 1521 года, в городе Вормс. Карл, император Священной Римской империи, у которого была самая большая империя со времен Карла Великого, был в соборе. Фредрик Мудрый, местный губернатор, был там. Там был и архиепископ Трира по имени Эк. И комната, по крайней мере, такая же большая, как наше святилище, была заполнена лордами и знатью. Каждый из них был против Мартина Лютера, и все они могли приговорить его к смертной казни за ересь и измену, если он не откажется от своей критики Святой Католической Церкви.
Эк сказал: «Вы отвергаете свои книги и ошибки, которые в них содержатся?». Немного подумав, сначала на немецком, а затем на латыни, чтобы это можно было занести в официальный реестр, Лютер ответил так:
«Поскольку Вы, Ваше Величество, и Вы, Ваши Светлости, хотите простого ответа, я дам его без всяких ученых ухищрений. Пока я не опровергнут свидетельствами Писания или ясными доводами, — ибо я не верю ни папе, ни соборам; известно, что они часто заблуждались и противоречили сами себе, — меня усиливают приведенные мною слова Писания. А поскольку моя совесть в плену у Слов Бога, я ни от чего не могу и не хочу отрекаться, потому что опасно и невозможно идти против совести. На том стою. Я не могу иначе. Да поможет мне Бог. Аминь» («Вот Я Стою», 182).
«Праведники смелы, как львы» (Притчи 28:1). Они смелы, как львы, потому что они праведны во Христе. Они смотрят в лицо Богу и видят улыбку, которая не вменяет им никакого беззакония, а скорее делает «грехом того, кто не знал греха, чтобы в нем мы могли стать праведностью Божьей» (2 Коринфянам 5:21). И стоя, облеченные праведностью Божьей через веру в Иисуса, они смелы, как львы, перед Богом и перед людьми.
И я молюсь за нас в эти дни как за церковь, чтобы Бог, посредством Евангелия вмененной праведности Иисуса Христа через веру, мог избавить нас от страха Божьего и страха перед людьми и сделать нас храбрыми за истину.