Разногласия в церкви обескураживают меня в эти дни.
Споры возникают всякий раз, когда мы сталкиваемся с верующими в Библию христианами, которые согласны с основами веры, но не согласны с тем, как ранжировать самые большие опасности, с которыми сталкивается церковь сегодня, или как быть лучшими распорядителями наших ресурсов, или как «возделывать учеников церкви», или как взаимодействовать со светскими источниками знаний, или как определять политические приоритеты, или как реагировать на пасторские недостатки. Эти дебаты часто вырождаются в ссоры, когда мы предполагаем, что эти области разногласий представляют собой компромисс на фундаментальном уровне христианских убеждений.
Что, если есть лучший способ изучить эти разногласия? Мы можем чему-то научиться, рассматривая межкультурную миссионерскую работу, когда библейские убеждения и основные ценности выходят на передний план культурных столкновений.
Татуировки и супружеская измена
В своей своевременной книге «Победоносное убеждение: Несогласие без разделения Церкви» Тим Мюльхофф и Ричард Лангер приводят пример столкновения культур. Они рассказывают историю Эми Медины, американской миссионерки в Танзании, чей муж вел курс по развитию библейского мировоззрения. Каким-то образом возникла тема татуировок, и класс так негативно отреагировал на идею о том, чтобы христианин сделал себе татуировку, что миссионер спросил: «Что беспокоило бы вас больше: если бы ваш пастор сделал татуировку или если бы он совершил прелюбодеяние?» Класс был единодушен. Татуировка была бы более тревожной!
Что происходит? На первый взгляд, если вы американский христианин (особенно с татуировками), вам может быть трудно понять причины, по которым эти студенты пришли бы к выводу, что татуировка хуже, чем прелюбодеяние. Вы можете списать дебаты на проявление синкретизма или странную новую форму легализма. Хуже того, вы можете усилить тонкий этноцентризм, в котором вы предполагаете, что реакция танзанийских верующих будет «отсталой» по сравнению с более «просвещенными» взглядами, которых вы придерживаетесь как человек Запада.
Точно так же, когда вы сталкиваетесь с верующими с разными убеждениями по широкому кругу тем, вы можете сначала почувствовать шок от многочисленного количества разногласий. (Я знаю многих христиан, которые были потрясены мыслью о том, что любой истинный верующий может проголосовать за Дональда Трампа, и я знаю многих христиан, которые были в равной степени ошеломлены мыслью о том, что любой истинный верующий не будет голосовать за него). Вы можете прийти к выводу, что ваше несогласие вызвано компромиссом другого человека, или синкретизмом, или законничеством, или самодовольством. Или вы можете — как это сделал этот миссионер в Танзании — исследовать глубже, чтобы увидеть глубинные корни, откуда берется страх студентов к татуировкам.
В этом случае, по ходу беседы, миссионер признал, что Священные Писания прямо запрещают как татуировки, так и прелюбодеяние (Лев. 19:28; Втор. 5:18). Большинство американских читателей Библии считают, что запрет на татуировку сегодня не имеет значения, но танзанийцы считают, что обе заповеди обязательны, и удивительно, что татуировка представляет для них нечто худшее, чем прелюбодеяние. Мюльхофф и Лангер объясняют мышление студентов:
«Татуировки ассоциируются с колдовством и злыми духами. Татуировка, независимо от личных намерений, — это знак собственности, размещенный на вашем теле, который либо подтверждает влияние знахаря или злого духа на вашу жизнь, либо, по крайней мере, подразумевает или приглашает такое влияние. Прелюбодеяние — это неправильно, но, конечно, даже американцы считают, что для пастора хуже публично отождествлять себя со злым духом».
Чтобы было ясно, студенты не были сторонниками супружеской измены. Однако они верили, что, поскольку прелюбодеяние происходит вне поля зрения общественности и будет рассматриваться в частном порядке, грех прелюбодеяния не принесет такого же позора семье или церкви.
«Татуировки, с другой стороны, являются видимыми признаками преданности злым духам или племенным колдунам. В культурном плане татуировка провозглашает, что Иисус на самом деле не мой Господь—это какой-то другой человек или дух».
Общая Почва
Было бы неправильно для танзанийских студентов, которые отстраняются от американской любви к татуировкам, списывать на «отступников» своих западных братьев и сестер, которые видят эту проблему по-другому. Было бы также неправильно, если бы американский миссионер, которому трудно понять, как эти студенты оценивают серьезность грехов, отмахнулся от их беспокойства. Лучший способ, указывают Мюльхофф и Лангер, — это исследовать спектр убеждений, чтобы лучше прояснить природу разногласий.
Как мы должны думать об этом конфликте? Студенты и миссионер согласны с тем, что вдохновенное Слово Божье является их окончательным авторитетом. Студентам может показаться, что американцы не воспринимают Слово Божье всерьез, потому что они, кажется, хорошо относятся к татуировкам, но более мудрым подходом было бы принять лучшее от своих братьев и сестер-христиан и найти общую почву для работы.
Выяснение реальных разногласий
Общие позиции помогают нам найти большую ясность в том, в чем заключаются реальные разногласия. Одна область быстро раскрывается: принципы, которые мы используем при применении библейских заповедей в историческом и культурном контекстах, а также различия между заветами. По мере развития дискуссии становится ясно, что спор идет не об авторитете Писания, а о том, как мы интерпретируем эту Ветхозаветную заповедь.
Второй вывод — это акцент, который студенты придают духовной войне. Верность своему супругу — это, безусловно, моральный мандат, и нарушить свои клятвы ковенанта — значит потерпеть моральную неудачу. Татуировка, однако (по крайней мере, в этой культуре), является публичным знаком верности колдуну, злому духу или чему-то сверхъестественному. Американцы могут возразить, что мы не должны читать африканские культурные проблемы в каждой татуировке, в то время как танзанийцы могут возразить, что американцы слишком часто недооценивают или пренебрегают динамикой духовной войны.
Третья область разногласий возникает из-за разницы между жизнью в культуре вины/невиновности и культурой чести/стыда. Это главная причина, по которой студенты считали, что татуировка была бы большим скандалом, чем прелюбодеяние. «Вина перед законом в отличие от стыда перед обществом ценится по-разному в двух культурах», — пишут Мюльхофф и Лангер (71).
Как американцы и танзанийцы должны продолжать эти дебаты? Что ж, предметное обсуждение потребует, чтобы обе стороны определили, где на самом деле находится конфликт. Вы начинаете с точки соприкосновения, а затем переходите оттуда, чтобы прояснить природу различий. В данном случае разногласия проистекают из принципа того, как мы интерпретируем и применяем заповеди Ветхого и Нового Завета, а также из определенных основных ценностей: как мы понимаем важность духовной войны и сексуальной верности, чести и стыда в обществе.
Мюльхофф и Лангер заключают:
«Спектр убеждений не устраняет разногласия, а скорее выявляет и проясняет наши разногласия. Цель состоит в том, чтобы понимание общей основы заложило основу для уважения различных убеждений. Это открывает дверь для дальнейшего разговора и, надеюсь, для уважительных компромиссов в том направлении, которое предлагает Павел, когда он призывает тех, кто сильнее в вере, не выставлять напоказ свою свободу, а тех, кто слабее в вере, не судить своих братьев» (72).
Почему христиане здесь, в Соединенных Штатах, не должны следовать тому же подходу, когда мы не согласны? Вместо того чтобы бросать гранаты, выдвигать обвинения и предполагать худшее о братьях и сестрах, которые видят вещи по-другому, отступите. Опирайтесь на общую почву, которую вы разделяете в отношении основ христианской веры. Потратьте время на изучение коренных проблем, лежащих в основе, чтобы вы могли лучше понять, в чем заключается реальное несогласие: в области принципов или основных ценностей.