Мы живем во времена великой теологической путаницы. Согласно последнему опросу Министерства Лигонье (международная христианская ученическая организация со штаб-квартирой в Большом Орландо, штат Флорида) 30 процентов исповедующих евангелистов отвергают божество Христа, 46 процентов считают, что люди хороши по своей природе, а 22 процента считают, что гендерная идентичность — это «вопрос личного выбора».
Возможно, если бы исследования можно было проводить в прошлые века, мы бы обнаружили, что так было всегда. Но наша культура определенно привнесла сильную дозу релятивизма и индивидуализма, что затрудняет людям признание какой-либо власти над собой. В результате люди предпочитают веру, которая не поддается четкому определению, и христианство, лишенное конкретного содержания.
Все происходящее, как мне кажется, сподвигнет нас для размышлений над 3 главой послания Иуды, в котором сводный брат Иисуса призывает нас «бороться за веру, которая была раз и навсегда передана святым». Я хочу взглянуть на этот стих с трех точек зрения, которые прояснят, что значит бороться за веру в эпоху моральной и теологической путаницы.
- Вера с определенными границами и содержанием
Термин «вера» обычно относится к тому акту сердца, посредством которого мы уповаем на Иисуса Христа как на нашу единственную надежду в жизни и смерти. Но «вера» относится не к акту веры, а скорее к тому, во что верят.
Это говорит о том, что даже в первом веке уже существовал общепризнанный свод учений, который, как ожидалось, должны были принять все христиане. Иуда, когда призывал христиан в 65 году нашей эры бороться за «веру» предполагал, что они знают, о чем он говорит. В отличие от некоторых современных скептиков, Иуда не говорит о множественности ветвей «христианства». Как и Павел, он верит, что существует «одна вера» (Еф. 4:5), и что те, кто учил вопреки ей, не просто предлагали альтернативы, но проповедовали ложные Евангелия (Гал. 1:6-9). Христиане не должны соглашаться во всем (см. Рим. 14), но они должны договориться о некоторых вещах (1 Кор. 15:3; Гал. 1).
Это также говорит о том, что, хотя Библия — большая книга, ее учение может быть точно обобщено. Это то, что делает хорошее вероучение или исповедание. Если на веб-сайте церкви нет раздела, в котором говорится: «Во что мы верим», я неохотно указываю людям на эту церковь. Вы не можете бороться за то, что не можете определить. Вера не была для Иуды пустым ведром — в ней было содержание. В связи с этим возникает вопрос: что было в этом ведре?
- Вера, наполненная моральной и доктринальной истиной
Для Иуды и ранней церкви вера включала бы в себя как фундаментальные моральные, так и доктринальные истины.
Во-первых, вера включает в себя фундаментальные моральные истины о грехе и праведности. Действительно, Иуда обращался с этим призывом именно потому, что «некоторые люди [проникли] незамеченными… нечестивые люди, которые извращают благодать нашего Бога в чувственность и отрицают нашего единственного Учителя и Господа, Иисуса Христа» (ст. 4).
Жить в чувственности, а затем создавать теологические обоснования для нее — это отрицание веры, и Христа. В описании, которое делает этот отрывок чрезвычайно актуальным для нашей культуры, Иуда цитирует в качестве предупреждения судьбу Содома и Гоморры, которые «предавались сексуальной безнравственности и следовали неестественным желаниям» и, таким образом, «служат примером наказания вечным огнем» (ст. 7).
Не заблуждайтесь: наша апостольская вера гласит, что «мы верим в прощение грехов» (1 Кор. 6:9-11; Кол. 1:13-14). Но это также предполагает, что мы знаем, что такое грех. Если «Христос умер за наши грехи» — это вопрос «первостепенной важности», то правильное понимание греха также должно иметь первостепенное значение.
Иисус пришел не для того, чтобы ослабить заповеди, и Он умер не для того, чтобы изменить моральное зерно вселенной (Мф. 5:19). Он умер, чтобы мы могли быть прощены и освобождены от рабства греха; Он был воскрешен, чтобы мы могли ходить свободными в Его жизни. Это и есть вера. И именно это отрицают лжеучителя — как во времена Иуды, так и в наши дни.
Любая попытка свести веру к доктринальным истинам, содержащимся в ранних вероучениях (обычно в попытке избежать конфликта с сексуальной революцией), является мечтой, которая ставит под угрозу души людей.
Если одно отклонение от истины видит в христианстве простое утверждение набора доктринальных учений (независимо от того, как вы живете), другое отклонение видит в христианстве просто хорошего человека (независимо от того, во что вы верите). В конце концов, конечно, можно быть добрым соседом, не веря в Троицу!
Конечно, никто не должен отрицать, что атеисты и индуисты могут быть хорошими соседями или что любящий сосед — это сердце веры. Но это не все сердце. Не забывайте первую великую заповедь: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим». Согласно Иисусу, «сия есть жизнь вечная» — познать «единственного истинного Бога и Иисуса Христа, которого [Он] послал» (Иоанна 17:3).
- Вера, которая переживает Дух времени
Традиционным христианам неоднократно говорили: «Христианство должно измениться или умереть, поскольку от современного человека просто нельзя ожидать, что он поверит в _________». Вот что интересно: Тревин Вакс указывает, что 100 лет назад то, во что «современный человек» не может поверить, было доктринальными истинами — учениями, такими как непорочное зачатие или воскресение. Современный человек в 1920 году был в согласии с библейской моралью, от него просто нельзя было ожидать, что он поверит в чудеса.
Но сегодня все почти наоборот. Именно библейские моральные учения наша культура считает оскорбительными — особенно в отношении сексуальности. И снова нам говорят, что мы должны развиваться или умереть. Тем не менее, если вы оглянетесь на 20-й век, вы увидите прямо противоположное. Церкви, которые развивались, развалились на части. Именно церкви, которые были готовы отдать свои жизни, спасли их.
Вера — это не то, что мы можем настроить в соответствии с духом времени, потому что вера — это не то, что мы изобрели — это то, что было «раз и навсегда передано святым».
И хотя человеческая культура может меняться в зависимости от того, какие аспекты веры люди считают наиболее оскорбительными, остаются одни и те же основные камни преткновения. Люди все еще хотят Бога, который позволяет им потакать своим чувственным аппетитам и Который принимает их на основе их добрых дел. Христианская вера не предлагает ни того, ни другого. Вместо этого Бог предлагает что-то гораздо лучшее.