Что, если люди в церкви незрелы и менее подготовлены только, потому что мы слишком мало от них ожидаем и не верим в их духовное развитие? Что, если мы просто не смогли призвать их к чему-то большему, чем сексуальная чистота и соблюдение основных духовных дисциплин? Я мечтаю воспитывать людей, которые вместо того, чтобы просто избегать того или иного греха, становятся силой добра — силой Бога. И я хочу быть таким человеком, которому будет подражать мой собственный сын.
Когда апостол Павел писал молодому человеку, понимая, каким он может стать во Христе, он наставлял его: «Да не презирает тебя никто за молодость твою, но да будет пример верующим в слове, в поведении, в любви, в вере, в чистоте» (1 Тимофею 4: 12). В предыдущей статье я начал восстанавливать эту простую, но сложную структуру как парадигму для того, чтобы стать человеком Божьим. В этой статье я хочу сузить тему. Что значит, с практической точки зрения, правильно говорить? Что в наших словах отличает нас от других людей?
Слова действительно имеют значение. Сам Иисус говорит: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матфея 12:36-37).
Желая подать пример своей речью, какой пример мы можем дать всему миру? Как звучит человек Божий в дикой природе?
Послания Павла очень много рассказывают о том, что и как мы говорим. Это учение мы разбили на семь уроков (список, который ни в коем случае не является исчерпывающим). Однако прежде, чем мы перейдем к семи стихам, посмотрим на один стих, он может служить достойным знаменем над остальными:
«Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» — (Колоссянам 4:6).
Если мы хотим подавать хороший пример в своей речи, мы должны стремиться к тому, чтобы наши слова были благодатью для других. Служат ли наши слова последовательно и эффективно тем, кто нас слушает? «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29).
Однако, чтобы восполнить эту милость, Павел дает нам ряд конкретных принципов для защиты наших уст и для служения нашим ближним во всем, что мы говорим
- Говорите правду о Боге.
Первый и самый важный урок для нашей речи, особенно в контексте двух посланий Павла к Тимофею, состоит в том, что мы должны говорить то, что истинно о Боге и Его слове. Ясный и непосредственный контекст 1-го Послания к Тимофею 4:12 — это учение:
«Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» — (1 Тимофею 4:11-13; см. также Тит 2:7).
Павел писал молодому пастору, но это слово предназначалось не только для пасторов. Каждый человек Божий должен стремиться знать и учить тому, что истинно о Боге. То, во что вы верите и что говорите о Боге — это одна из самых важных вещей.
Стремитесь познать Его как можно глубже — размышляйте о Его законе день и ночь (Псалом 1:1-2) — и несите верное свидетельство другим о том, кто Он на самом деле. День за днем вооружайтесь «мечом Духа, который есть слово Божие» (Ефесянам 6:17). «И всегда будьте готовы ответить всякому, кто спросит вас, в чем суть вашей надежды» (1 Петра 3:15). А затем смело рассказывайте другим о том, что Бог открыл вам.
- Говорите правду обо всем.
Однако говорить правду о Боге, в конечном счете, означает говорить правду обо всем в вашей жизни. Христиане — люди бесспорной честности. Это явно не означает, что они всегда правы, но они явно привержены тому, чтобы быть истинными.
«Отбросив ложь, пусть каждый из вас говорит истину со своим ближним, ибо мы члены друг друга» (Ефесянам 4:25; см. также Колоссянам 3:9).
Люди Божьи не выдумывают и не повторяют лжи, не скрывают и не затемняют истины. Они берут на себя ответственность и готовы пожинать последствия, даже если это им дорого обходится.
Как правило, мы лжем, чтобы защитить или послужить себе (даже если это служит нам самим, делая кого-то другого счастливым). Благочестивые люди знают, что честность, какой бы болезненной и дорогой она ни была в данный момент, чтит Христа и любит других. Они знают, что мир и удовольствие, построенные на обмане, на самом деле являются предательством. Они лично испытали прочный покой и удовольствие наполненной Духом целостности.
- Создавайте других своими словами.
Одна мысль в письмах Павла оказывается особенно полезной для нас: использую ли я свои слова для создания других? Апостол пишет,
«но истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» — (Ефесянам 4:15-16; см. также 4:12).
Постарайтесь, вспомнить все свои беседы за последнюю неделю, видите ли вы в них созидание других верующих? Подумайте не только о том, что раздражает людей — гневе, цинизме, сплетнях, нетерпении, клевете и так далее, — но и о наличии поощрения. И не просто о приятных комплиментах, а о настоящем ободрении — словах, которые укрепляют веру и радость других в Боге (Филиппийцам 1:25). Созидание — это тяжелая работа, и поэтому язык созидания не всегда удобен или приятен для слуха, но он всегда конструктивен и полон надежд.
Итак, «стремитесь преуспеть в созидании церкви» (1 Коринфянам 14:12), особенно в том, что вы говорите.
- Избегайте всякой глупости и грязи.
Если у нас не войдет в привычку строить в других крепкий фундамент своими словами, мы можем начать разрушать их — обескураживать, ранить, даже развращать. Опять же, Ефесянам 4:29: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Так какой же язык нас развращает?
Павел говорит об этом более подробно в Послании к Колоссянам 3:8: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». И в Ефесянам 5:4: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение».
Социальные сети переполнены, как тот заросший сорняками двор вниз по улице, греховными сообщениями. Если мы будем проводить очень много времени в Сети, наши чувства притупятся, и сквернословие начнет казаться нормальным, приемлемым, даже оправданным. Это ненормально, и Богу это не нравится. Показ благочестивого примера в речи часто начинается с отказа потворствовать этим искушениям — вырезать слова, которые удовлетворяют нашу плоть за счет кого-то другого.
- Будьте необычайно благодарны.
Пример начинается с очищения нашей речи от сквернословия, и лучший способ вытеснить пагубные слова — это наполнить нашу речь чем-то другим. «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Ефесянам 5:4). Вы хотите, чтобы ваши слова излучали благодать? Благодарите Бога часто и вслух за все. Убедитесь, что все в вашей жизни знают, что все, что у вас есть — это дар Божий (Иакова 1:17). Стремитесь быть необыкновенно, упорно, даже немного социально неловко благодарными (Колоссянам 2:7).
Как часто вы встречаете кого-то, кто отражает данное выражение? «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18-20). Как часто вы пытались дисциплинировать свой собственный язык в благодатные, возбуждающие радость потоки, подобные этим? Насколько часто вы место того, чтоб благодарить начинаете ворчать?
«Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть не укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился» (Филиппийцам 2:14-16).
Просите Бога сделать вас лучезарно благодарными.
- Исправляйте с мягкостью.
Люди Божьи, посвятившие себя созиданию других, не всегда одобряют и поддерживают. Они знают, что созидание требует бдительности и регулярной коррекции, что ошибки на этом пути могут позже привести к разрушительным последствиям. Поэтому, когда мы строим церковь, мы не можем позволить грехам, ошибкам и слепым пятнам оставаться незамеченными и незащищенными. Чтобы почтить Бога в нашей речи, люди Божьи должны исправлять друг друга.
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» — (Галатам 6:1).
«Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» (2 Тимофею 2:24-25). Он мог бы использовать свою силу, как и многие другие люди, чтобы быть грубым, даже жестоким, но вместо этого Он предпочитает быть мягким — даже когда против него грешат. Вместо того чтобы использовать свою силу, чтобы подавлять других, Он использует свою силу, чтобы сдерживать себя в любви. Он все еще противостоит греху, но делает это с удивительным терпением и добротой. Он знает, что «кроткий язык есть древо жизни» (Притчи 15:4).
Частью стремления к благочестию в речи и исправлению с кротостью является стремление к установлению мира. «Я призываю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы согласились, и чтобы не было между вами разделений, но, чтобы вы были едины в одном разуме и одном суждении» (1 Коринфянам 1:10; см. также Тит 3:2). «Блаженны миротворцы», — обещает Иисус, — «ибо они нарекутся сынами Божиими» (Матфея 5:9).
- Оставьте хвастовство при себе.
Другая доминирующая мысль в Посланиях апостола, как никогда актуальна сегодня: те, кто захвачен благодатью, оставляют позади всякое хвастовство.
«Незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Коринфянам 1:28-29). Люди Божьи известны тем, что созидают других и удивительно спокойно относятся к своим собственным способностям, достижениям и служению. Они живут по пословице: «Да хвалит тебя другой, а не уста твои» (Притчи 27:2).
Опять же, в наши дни социальные сети играют в этом вопросе значительную роль. Профиль в социальных сетях дает нам возможность представить себя так, как мы хотим. И очень немногие из нас, когда у нас есть выбор, показывают миру, кто мы есть на самом деле. Мы предпочитаем выделять то, что, по нашему мнению, делает нас привлекательными. Мы выборочно публикуем и комментируем то, что хорошо отражается на нас. Таким образом, социальные сети легко становятся курсами хвастовства. Мы узнаем, путем проб и ошибок (и многих часов прокрутки ленты), как добиться подтверждения (нравится) и восхищения (подписаться).
«Хвалящийся да хвалится Господом» (1 Коринфянам 1:31; 2 Коринфянам 10:17). Смиренная, верная, исполненная радости речь, все меньше и меньше гордится собой и все больше и больше Богом.
Господи, Храни Наши Уста
Один урок вплетается в вышеприведенные пункты и выходит из них, о котором стоит сказать особо. Благочестивые люди не только знают, что говорить в определенное время и в определенных ситуациях, но они также знают, когда говорить меньше или вообще не говорить. Иногда верность звучит как молчание. Как пишет апостол Иаков, соратник Павла: «Знайте, возлюбленные братья мои: да будет всякий человек скор на слух, вдумчив на слова, и медленен на гнев» (Иакова 1:19).
Благоразумие дружит с самообладанием, терпением и мудрым молчанием.
Медлительность речи, однако, не делает нашу речь благочестивой. Да, мы сопротивляемся тому, чтобы говорить слишком много и преждевременно, но мы также наполняем свои уста словами благодати — честностью, ободрением, благодарностью, всем тем, что поможет другим. Мы подаем позитивный, активный, милосердный пример, всегда прося Бога следить за всем, что мы говорим.
«Поставь, Господи, стражу у моего рта, стереги двери моих уст» — (Псалом 141:3).
Автор статьи — Маршалл Сигал, штатный писатель desiringGod.org