Духовные опасности земного успеха
Некоторые из самых темных, и самых непреодолимых искушений приходят вслед за благословением. Когда мы наслаждаемся каким-то обеспечением, прорывом или триумфом, будь то в жизни, работе или служении, наша духовная защита часто ослабевает. Мы можем начать пренебрегать дисциплинами и отношениями, которые держали нас рядом с Иисусом.
Страдание, по сравнению с этим, часто производит противоположный эффект. Страдание одновременно поднимает нашу защиту (бдительность) и ставит нас на колени (смирение), лишает уверенности в себе и блеска земных удовольствий, оно часто делает духовную и вечную реальность более яркой и осязаемой, откладывая неотложность земной жизни.
Но благословение, по иронии судьбы, может притупить наши духовные чувства и истощить наши решения. Могущественные люди попадают в эту ловушку, даже если обратиться к истории Писания. Царь Давид, например, победил десятки тысяч врагов сердцем, подобным Божьему, только затем, чтобы рухнуть перед чужой женой, наслаждаясь комфортом и добычей своих побед. Невзгоды и уязвимость пещер вытягивали из него лучшее, в то время как роскошь его дворца обнажала худшее.
Падение другого царя, однако, представляет уникальную просветляющую (и предостерегающую) картину неудачи в разгар благословения.
Иллюзия силы
Даниил в 4 главе пишет о том, что наши духовные тревоги должны звучать громко: «Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих» (Даниил 4:1). Навуходоносор сам был свидетелем того, как Бог спас трех человек из бушующей печи, заставив гордого царя смириться (Даниил 3:28-29). Такой опыт должен был бы вызвать непреходящий трепет и бдительность против его прежнего высокомерия, но вместо этого мы видим, что король расслабляется в самодовольстве, позволяя роскоши своего королевства питать и ублажать его гордость. Поэтому Бог пытается разбудить его душу сном (Даниил 4:5).
Ни маг, ни астролог не могли понять смысла этого страшного сна — гигантского, прекрасного и плодоносного дерева, внезапно срубленного. Итак, Навуходоносор призывает Даниила, который прежде истолковывал его сны (Даниил 2:30). Этот новый сон слишком тревожен даже для Даниила (Даниил 4:19). Он предупреждает царя: «это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли. А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен» — (Даниил 4:19-20).
Навуходоносор был щедро благословлен, обладая богатством и властью, превосходящими в то время все в мире, и все же благословение стало для него проклятием. «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» — (Даниил 4:24).
Царь Навуходоносор уже дважды смирился и признался Даниилу: «Истинно, Бог твой есть Бог богов и Господь царей» (Даниил 2: 47). Со всем тем, что он теперь знал и видел, расслабившись в своем доме, как он отреагирует на это новое и более суровое предупреждение? Несколько месяцев спустя, прогуливаясь по крыше своего дворца, он удивлялся самому себе
«По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!» — (Даниил 4:26-27).
Разве это не великий Вавилон, который я построил …
Уверенность в себе получает благословение Божье как доказательство нашей собственной силы и способности. Греховное побуждение, конечно, накладывается на гордыню (и коренится в ней), но обратите внимание, как оно проглядывает в словах царя: моей могучей силой. Он собственными глазами видел, как Бог спас трех человек из пылающей печи, и все же по-прежнему выставляет напоказ то немногое, что может сделать своей силою.
Когда Навуходоносор смотрел на Вавилон, он видел царскую резиденцию — место комфорта и удовлетворения для царя, для него самого. Он видел весь мир как средство удовлетворения своих собственных желаний. Мы наблюдали, как такое мышление развращает и разрушает жизни и служение, не так ли? Сколько пасторов и лидеров получили известность и в конечном итоге воспользовались своим влиянием, чтобы служить самим себе (теряя при этом свою репутацию)?
Благодать, с другой стороны, получает благословение как возможность для любви. «Так как каждый получил дар, — наставляет Петр блаженных, — используйте его, чтобы служить друг другу, как добрые управители разнообразной благодати Божией» (1 Петра 4:10). Павел также пишет: «Вы были призваны к свободе, братья. Только не употребляйте свободу вашу как возможность для плоти, но через любовь служите друг другу» (Галатам 5:13). Смиренные учатся следовать за Иисусом. Он использовал свою силу и положение, чтобы поднимать других, даже когда это означало уничижение себя «до смерти на кресте» (Филиппийцам 2:8). Во Христе Бог благословляет нас, чтобы мы были готовы и мотивированы благословлять других (2 Коринфянам 1:3-4).
Мы могли бы считать Навуходоносора странной и трагической аномалией, если бы не испытали такого же искушения в какой-то момент в нашей семье, на работе или в служении. Опять же, благодать поклоняется, но она никогда не поклоняется себе и никогда не питает иллюзий относительно своего собственного величия. Благодать радостно поет: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему воздаем славу, ради любви Твоей непоколебимой и верности Твоей!» (Псалом 115:1). Благочестивые служат, трудятся и любят «силою, которую дает Бог, — чтобы во всем прославить Бога через Иисуса Христа. Ему принадлежит слава и власть во веки веков. Аминь» (1 Петра 4:11).
Итак, преуспеваете ли вы или терпите неудачу, испытываете изобилие или нужду, делайте все — и принимайте все — во славу Божию (1 Коринфянам 10:31). Откажитесь от глупого обольщения, которое сбило наповал царя Навуходоносора, и наслаждайтесь удовлетворяющей и исполняющей наградой, зная, что все, что мы имеем, и все, что мы делаем, — от Бога, через Бога и для Бога.
Автор статьи — Маршалл Сигал, штатный писатель desiringGod.org