Сегодня я набросилась на уборку нашего дома, которую, как я себе представляю, постоянно выполняют другие, более прилежные и преданные домашнему хозяйству женщины: уборка, требующая передвижения мебели от стен, уборка под кроватями и прохождения пыльной тряпки по перекладинам стульев и потайным нишам книжных шкафов.
Домашняя рутина — это фоновая музыка за всем, что я делаю. Учеба и подготовка к служению сопровождаются жужжанием стиральной машины и ритмом непрерывного приготовления пищи. Зимой ненасытная дровяная печь требует ухода и подтапливания; а летом наш сад, так же требует к себе детального внимания.
Этот постоянный гул деятельности – хозяйство, уборка, стирка, готовка и вдобавок — дом, и одним из самых поразительных открытий в моей жизни было то, что можно найти полноценное и осмысленное существование среди всей этой отупляющей рутины. Оказывается, не только то, что вы делаете, создает жизнь. И никто не преподал мне этот урок сильнее, чем Элизабет Эллиот.
Автор и экономка
Двадцать семь лет назад я забрала с работы свою любимую кофейную кружку, личные дела и несколько образцов своей работы и полностью отказалась от карьеры в отделе кадров. Четыре ребенка младше восьми лет, домашнее обучение, церковное служение и огромный огород оставляли мало времени для глубокого изучения, но в самом начале я с рвением погрузилась в творчество Эллиот и обнаружила, что меня наставляют ее книги.
Вскоре я обнаружила, что Элизабет быстро проследила связь между рутиной домашней жизни и тайнами духовной практики. Хотя она стала востребованным оратором, и ее слова достигли (и до сих пор достигают) буквально миллионов через печатные издания и подкасты, на самом деле она утверждала, что больше всего наслаждается домашним хозяйством, потому что она знала, как выполнять его в удовольствии, и (в отличие от автора сегодняшней статьи) она знала, каковы будут результаты.
Ее внимание к деталям было частично поддержано директрисой школы-интерната, которая заявила: «Не ходите с Библией под мышкой, если вы не подметали под кроватью». Она не хотела, чтобы много духовных разговоров исходило от кого-то с грязным полом.
С ее совершенной дикцией, ироничным юмором и четким, без глупостей изложением Евангельской истины, Эллиот повлияла на мое обучение и воспитание, как никто другой, но она также сильно повлияла на мое отношение к домашним обязанностям.
Смесь твердости и грации
Хотя я и далека от стандартов Эллиот, я мотивирована ее утверждениями, что самодисциплина — в доме или где-либо еще — это радостное смирение и поклонение, «искреннее «да», призыву Бога», которое находит свой путь в жизни, прежде всего, через добросовестное выполнение небольших, невидимых задач.
Она помогла мне увидеть домашнее хозяйство как аналогию нашей духовной жизни в целом. Точно так же, как стряхивание крошек с обеденного стола никогда не станет чем-то конечным (по крайней мере, в моем доме!), так же, как и практика духовного формирования. Мы заботимся о здоровье и целостности нашей души, и каждый день будут появляться «крошки», которые нужно смахивать, и это хорошо, потому что это заставляет нас помнить о нашей тесной зависимости от Бога.
Евангельские основы Эллиот помогли удержать меня от чисто современного менталитета, поскольку она напоминает мне, что «дисциплина — это не мое притязание на Христа, а свидетельство Его притязаний на меня» (Joyful Surrender, 28). Мы воплощаем самодисциплину здесь, на земле, чудом благодати, в соответствии с руководящими принципами Писания, а также через вдохновение и поддержку Духа Божьего. То, что мы приносим в это уравнение, — это наша собственная воля как приношение Богу, «живая жертва» (Римлянам 12:1).
Эллиот так последовательно сочетала в себе мужество и грацию, что невозможно сказать — и бессмысленно гадать, — где кончается одно и начинается другое. Она говорила с уверенностью человека, который достаточно часто входил в послушание, который достаточно часто выбирал путь веры, чтобы узнать тайну, что возникающая в результате радость и углубляющаяся близость с Богом бесценны, даже когда послушание кажется маленьким и невидимым.
Приверженность ежедневной верности
Различные периоды жизни Элизабет, как мы знаем из ее книг, заставляли ее анализировать неписаные языки и сводить их к письму, действовать как мать-одиночка, гладить рубашки своего мужа, принимать гостей в своем доме в Новой Англии, путешествовать по всему миру в качестве оратора и осваивать технологии, чтобы выпустить более двух десятков книг. Она преданно изливала свою жизнь на служение Богу, убежденная, что все это было частью ее призвания. Ее «обязанности служителя» никогда не считались более важными, чем домашние дела.
Она знала (и научила меня видеть), что служение по уходу и хранению всегда было частью Божьего благого плана для человечества. С самого начала Адам и Ева были назначенными Богом «соработниками», и, как сотоварищ по образу Божьему, я подражаю Богу, когда добросовестно занимаюсь работой, которая кормит, одевает и держит мою семью в необходимой дисциплине и порядке в нужное время
В наших обычных делах и в процессе приведения хаоса в порядок мы представляем себе Бога. Организация загроможденного шкафа, дезинфекция грязных подносов, раздача чистого и сложенного белья по четырем углам дома — все это так же спокойно и обыденно, как работа, которую Бог делает, чтобы поливать дождем свои деревья или, чтобы организовать манну, которая верно кормила поколение израильтян (Исход 16).
Работа по дому — Великая работа
Милосердие, справедливость и приготовление бутербродов разделяют одну и ту же территорию в системе ценностей небес, ибо Бог, Который трудится и трудился ради нас, приглашает нас присоединиться к нему в Великой поручении.
«Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Псалом 89:16-17)
Пусть работа по ведению домашнего хозяйства продолжается, и пусть мы найдем удовлетворение в самой маленькой задаче, выполняемой с величайшей любовью в жизни, сосредоточенной на приобретении того, что мы никогда не сможем потерять.
Автор статьи — Мишель Морин