В 1951 году Фуллеровская богословская семинария рассматривала возможность предложить Генриетте Мирс должность преподавателя христианского образования, тогда Пасаденская семинария совсем недавно уступила давлению и создала специальную программу обучения для женщин. Основанная в 1947 году Фуллеровская богословская семинария уже могла похвастаться рядом евангельских восходящих звезд, в том числе Карлом Ф. Х. Генри, Гарольдом Линдселлом, Э. Дж.Карнеллом и Уилбуром Смитом. Несмотря на то, что они очень восхищались Мирс, некоторые выражали опасение, что ее назначение может привести к «подчинению факультета ее собственной личности и убеждениям». В свою очередь, Гарольд Линдсел объяснил Гарольду Окенге, президенту семинарии: «Я полагаю, что они почувствовали, что мужественность нашего факультета будет защищена гораздо больше» другим кандидатом, Ребеккой Прайс. После того как Прайс отказала им, они предложили эту должность Мирс, даже предположив, что им придется построить новое здание, чтобы справиться с наплывом студентов, если она придет к должности. Генриетта Мирс отказалась, оставаясь на своем посту директора по образованию в Первой пресвитерианской церкви Голливуда.
Этот инцидент отражает как величие положения Генриетты Мирс, так и пределы места женщин в американском евангельском мире середины века. Мирс приобрела огромное влияние, несмотря на подчиненную роль женщин. Назвать ее «матерью современного евангелизма», как это делает Арлин Мильяццо в книге «Мать современного евангелизма: Жизнь и наследие Генриетты Мирс», — не большое преувеличение.
Длительное Влияние
Оставаясь учительницей воскресной школы и руководителем образовательной программы в местной церкви, она нашла способы помочь сформировать целое движение.
И хотя она никогда не была такой выдающейся, как Билли Грэм или многие другие культовые мужчины-евангелисты двадцатого века, Генриетта Мирс, возможно, была самой влиятельной женщиной в формировании современного евангелизма. Ее основополагающая работа «Что такое Библия» разошлась миллионными тиражами, и ключевыми фигурами ее раннего современного евангельского движения, стали Билл Брайт, Гарольд Джон Окенга и Джим Рейберн, они часто цитировали ее учения, как формирующую часть своего служения. Сам Билли Грэм утверждал, что Мирс была самым важным звеном в женском влиянии, помимо его матери и жены.
Список видных лидеров, на которых она оказала воздействие, составил бы целую страницу. Ее сильнейшее влияние было в формировании служения и послания основателя Кампусного крестового похода Билла Брайта. В 1953 году Мирс начала десятилетнюю резиденцию с Брайтами в своем доме рядом с кампусом Калифорнийского университета. Она также оказала большое влияние на Джима Рейберна, основателя Young Life.
Самым известным примером того, как она экспоненциально умножала свое влияние, является Билли Грэм. Под ее руководством на Грэма снизошло озарение, которое разрешило его сомнения, и он вновь посвятил себя библейскому евангелизму, как раз перед началом своей карьеры — Лос-Анджелесским крестовым походом 1949 года. Это произошло в Форест Хоум, курорте в горах Сан-Бернардино, который Мирс приобрела в 1937 году и превратила в легендарный христианский конференц-центр.
Более 400 «учеников-мужчин» последовали по ее совету в штатное служение, а многие другие стали видными мирскими лидерами. Ее влияние, возможно, было главным фактором в создании сети евангельских церквей в пресвитерианской церкви в Соединенных Штатах на Западном побережье. Не случайно она является автором программ воскресной школы, используемых тысячами церквей.
Кларенс Родди, преподававший в Фуллеровской богословской семинарии, заметил, что Мирс был величайшим проповедником в Южной Калифорнии. Тем не менее, несмотря на сотни случаев, когда она красноречиво излагала библейские учения за кафедрой, она утверждала, что никогда не проповедовала, а просто учила и направляла. В отличие от своей современницы Эйми Сэмпл Макферсон (обе родились в 1890 году), которая каждое воскресенье проповедовала в своей церкви Ангелус в пяти милях от автострады, Мирс непреклонно придерживалась подчиненной роли, как для себя, так и для женщин, которых она учила.
Мильяццо — почетный профессор истории Уитвортского университета, где он преподавал с 1983 по 2018 год, указывает на эти парадоксы, но мудро, как мне кажется, не морализирует о них. Читатели XXI века отразят широкий спектр взглядов на роль женщин в церковном руководстве. Таким образом, они могут извлечь для себя уроки из замечательных достижений Мирс с позиции, которую она занимала.
Один из частых вопросов читателей после прочтения книги звучит так: «Как она это сделала? В чем заключались секреты ее успеха?» Одна часть ответа заключается в том, что, несмотря на то, что она выросла в церкви воинствующего фундаменталиста Уильяма Б. Райли, она избегала споров. Она предпочла вписаться в культурно влиятельные институты. Например, она направила подавляющее большинство своих «учеников-мужчин» учиться в Принстонскую богословскую семинарию, а не в явно евангельскую школу. Она держалась подальше от политических вопросов, подружилась и извлекла выгоду из славы голливудских кинозвезд, а не осуждала греховную индустрию.
Мильяццо услужливо характеризует ее подход как «изящную помолвку». Она была очень умной, серьезной, состоятельной дамой, которая умела убедительно, но в то же время любезно привлекать аудиторию. Самое главное, она, кажется, излучала благодать в евангельском смысле. Одним из основных факторов, повлиявших на формирование ее мировоззрения, было учение Кесвика о святости, в котором подчеркивалась полная отдача воли Христу.
Для Мирс, как и для большинства евангелистов, это служение было, прежде всего, евангелизацией других. Девизом ее факультета в колледже было «познать Христа и сделать Его известным на весь мир!» Христианское служение не заканчивалось евангелизацией других, но ее акцент, как это отражено, например, в Кампусном крестовом походе, был именно там, где оно начинается. Мирс можно обвинить в том, чего она не делала. Но если мы признаем, что тело Христово состоит из многих частей, она может быть справедливо прославлена за то, что хорошо использовала свои дары, чтобы помочь оживить американский народ.
Одна вещь, которая остается загадкой для нас, — это личная жизнь Мирс, даже после тщательного исследования Мильяццо и вдумчивых размышлений о широком спектре ее деятельности. В Калифорнии Мирс жила со своей сестрой Маргарет, пока та не умерла в 1951 году. У Генриетты, похоже, никогда не было романтических интересов, хотя она проявляла интерес к сватовству для своих студентов. В ту эпоху незамужняя женщина, преданная своему учению, была знакомой фигурой — даже среди протестантов. Одиночество Мирс вместе с ее неукротимой личностью, несомненно, способствовали ее успеху в ее призвании. Ей нравилось жить в стиле, которого она придерживалась долгие годы, и путешествовать за границу. Но, по-видимому, нет никаких сокровищ — личных записей или писем, которые могли бы рассказать нам многое о том, что она думала, желала или за что боролась.
Эту биографию стоит прочитать отчасти потому, что она представляет собой увлекательный рассказ о замечательной личности, а также открывает окно в евангельский мир другой эпохи. Генриетта Мирс не из тех, кому легко подражать в 21 веке. И все же размышления о том, что именно принесло ей необычайный успех и влияние, вполне могли бы дать полезные принципы, которые можно было бы применить в других обстоятельствах.