Я часто задумываюсь о вопросе проклятия, и подозреваю, что многие из нас не раз задавались тем же вопросом.
Даже если мы воздерживаемся от этого, проклятия окружают нас повсюду. К примеру, избранные чиновники — как республиканцы, так и демократы — недавно попали в заголовки газет за то, что ругались на работе. Президент Трамп часто использует ненормативную лексику в своей речи и на митингах, включая, как сообщается, непристойности, чтобы описать убеждения некоторых из его религиозных сторонников. Словарный запас Джо Байдена мог бы вообще заставить моряка покраснеть.
Каналы социальных сетей, фильмы и кабельное телевидение усеяны некогда запретными словами. Семь слов, которые Джордж Карлин (американский стендап-комик, актёр, писатель, сценарист, продюсер, обладатель четырёх премий «Грэмми» и премии Марка Твена), как известно, не мог произнести по телевидению, теперь, согласно одному отчету, публикуются в Твиттере 22 раза в секунду. Едва ли можно находиться в аэропорту или универмаге, не подслушав, как кто-то по сотовому телефону небрежно сбрасывает «бранные бомбы».
Сила проклятия заключается не в буквах, а в контексте, намерении и действии.
Поскольку слова (хорошие и плохие) являются валютой моей профессии как преподавателя английского языка, мне пришлось рассмотреть проклятия с теоретической и практической точек зрения, поскольку я стремился помочь своим студентам (и себе) хорошо подумать о проклятиях, с которыми мы сталкиваемся в литературе, искусстве и жизни ежедневно.
В конечном счете, то, как функционируют эти слова, усиливает то, как функционируют все слова: сила не в буквах, а в контексте, намерении и эффекте.
Три вида проклятий
Проклятия делятся на разные категории. Строго говоря, сквернословие — это слова, которые десакрализуют святое. Слова, злоупотребляющие именами Бога и Его судами, являются нечестивыми; худшие из них — богохульство.
В то время как сквернословие относится к божественному, непристойности относятся к человеческому. Эта категория слов служит для огрубления телесных функций (половых или выделительных).
Обе категории наполнены рядом терминов, которые различаются по социальной приемлемости, от мягких эвфемизмов, которые мы используем с детьми в туалете, до самых жестких групп согласных, сами звуки которых ухудшают интимные акты. Естественно, что самые уродливо звучащие слова кажутся наиболее оскорбительными. Но христианин должен понимать, что даже самые мягкие эвфемизмы для произнесения имени Господа всуе могут нанести больший вред, чем самые грубые сексуальные выражения.
Другая категория ругательств состоит из тех, которые когнитивист Стивен Пинкер называет «оскорбительными». К ним относятся уничижительные эпитеты в адрес определенного класса людей. Эти термины обычно не классифицируются как ругательства, но их эффект в том, что они оскорбительны, тот же.
Как и со всеми ругательствами, приемлемость этих терминов может меняться с течением времени. Обычно эти эволюции отвергаются как простая «политкорректность». Но когда нейтральные слова используются достаточно долго, они могут стать оскорбительными, как и любое ругательство. Они действительно становятся проклятиями, и христианин не должен произносить их. Действительно, оскорблять других словами, которые они считают оскорбительными, — это своего рода ненормативная лексика, потому что это оскорбление тех, кто создан по образу и подобию Божьему.
В своей увлекательной истории ругани Мелисса Мор показывает, как слова, считающиеся табу в культуре, отражают то, что эта культура ценит. Не удивительно, что ругательства, связанные с частями тела и функциями (непристойность), менее табуированы в культурах с меньшей личной неприкосновенностью. Точно так же в высокорелигиозных культурах больше табуированных слов в категории ненормативной лексики. По мере ослабления религиозной веры (а вместе с ней и табу на богохульство) можно ожидать, что оскорбительные эпитеты (используемые для унижения людей) будут расти как категория социально неприемлемых слов. Христиане должны воздерживаться от оскорбления, как Бога, так и ближнего — своей речью.
Даже самые добродетельные среди нас вряд ли полностью избежали проклятий. Исследования показывают, что ругань у людей ассоциируется с честностью. Конечно, люди ругаются и по меньшим причинам. Иногда христиане могут использовать ругань, чтобы казаться «крутыми» или в поверхностной попытке обратиться к неверующим.
Когнитивная наука показала, что ругань связана с другой частью мозга, чем другие языки, и может быть реакцией, подобной тем инстинктивным реакциям, которые дают животные, когда они расстроены. Это помогает объяснить, почему непроизвольное ругательство может происходить при определенных когнитивных нарушениях.
Исследования также показали, что ругань действительно может уменьшить физическую боль, поэтому она может быть так легко вызвана непроизвольно внезапной болью или страхом. Однако чрезмерное использование запретных слов уменьшает этот эффект. Другими словами, чем больше мы ругаемся, тем менее это «эффективно».
Суть дела
Иногда само Писание включает в себя удачное (и редкое) использование резких слов. Слово «навоз», например, встречается более 40 раз в версии Иакова. И в послании к Филиппийцам 3:8, Павел описывает радость своего спасения, используя термин, который в греческом оригинале гораздо грубее, чем в большинстве английских переводов.
Мы можем отшатнуться от такого «земного» языка, но мы должны остерегаться брать наши подсказки больше из викторианского чувства приличия, чем из самой Библии. Кроме того, более Викторианская, чем Библейская, мысль о том, что слышать или читать ругательства греховно само по себе. Конечно, если слышать ругань в кино — камень преткновения (а у меня есть друзья, для которых это так), то этого следует избегать. Но в целом разоблачение не является одобрением и не должно рассматриваться как таковое.
И есть реальная опасность в том, чтобы сосредоточиться на том, сколько букв в слове, которое выходит из наших уст (или проходит через наши уши), что мы пренебрегаем самым серьезным вопросом: нашими сердцами.
Библия учит верующих избегать грубых выражений (например, Еф. 4: 29; 5:4; Кол. 3:8-10), но не только через слова мы оскверняем священное или делаем непристойным то, что Бог сотворил добрым. Обращаясь к народу Божьему, пророк Амос неоднократно утверждал, что поступки, а не только слова, оскверняют имя Господа.
В конце концов, именно грех является настоящим проклятием.