Пять причин для покаяния

  Императив — «Покайтесь!» — для современной чувствительности, словно гвоздь, царапающий классную доску. Раскаяние часто отвергается как садистская

 

Императив — «Покайтесь!» — для современной чувствительности, словно гвоздь, царапающий классную доску. Раскаяние часто отвергается как садистская мантра отвращения к себе, или, что еще хуже, его боятся, как пистолета, вытащенного на кафедрах, чтобы напугать грешников и заставить их подчиниться.

Но покаяние (акт обращения от греха к Богу) пронизывает библейскую историю как средство спасения Божьего народа, а не как жестокое наказание. Поразительно, что главное послание Иисуса кратко изложено в Евангелиях так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17; Марка 1:15; Луки 5:32). Если покаяние занимает центральное место в учении Иисуса, почему оно так второстепенно (или вообще отсутствует) в нашем современном служении?

 

Покаяние, где ты?

Разные церкви и служения дают разные ответы.

Прогрессисты склонны полностью отрицать покаяние, отвергая его как пищу для фундаменталистов. Недавно я встретился с лидером местной прогрессивной церкви, которая считает так же, и во время нашей оживленной беседы он заметил: «Я никогда не говорю о грехе в церкви во время проповеди. Я не думаю, что полезно все время говорить людям, какие они плохие».

В то время как прогрессисты отрицают раскаяние, некоторые консерваторы преуменьшают его значение. Я слышал проповеди, в которых грех справедливо называют проблемой, а Божье прощение — решением, но покаяние размыто. Они подтверждают доктрину в теории, но на практике она отодвигается на второй план.

Не менее тревожны консерваторы, которые преувеличивают значение покаяния, изображая Бога разъяренным Тором, у которого только молот и нет сердца. В своем рвении к Божьей святости их речам недостает кротости, подобающей верующему (Кол. 4:6; 2 Тим. 4:2).

 

Покаяние — это благая весть

Нелегко назвать «хорошей новостью» то, что большая часть мира называет «плохой новостью», но христиане должны быть достаточно смелыми, чтобы настаивать на том, что то, что Бог считает хорошим, на самом деле хорошо. Итак, чем же хорошо покаяние?

 

  1. Покаяние укрепляет реальность.

Дэвид Уэллс определяет мирское как то, что заставляет «грех выглядеть нормальным, а праведность – странной». Наше видение по умолчанию размыто, вот почему Писание говорит, что знание начинается со страха перед Господом (Притч. 1:7). Пока мы не поймем Божью власть, что Он есть Бог, а мы нет, мы не видим реальности. Покаяние указывает нам на нашу глубочайшую проблему — грех, наш правильный ответ на эту проблему – смирение, и единственный, у кого есть сила исправить это — Бог. Без этого мы склонны сужать свое представление, как о серьезности нашего греха, так и о святости Бога.

 

  1. Покаяние приносит истинное принятие.

Многих мучает ноющий страх, что, если бы Бог (или люди) действительно знали все, они были бы отвергнуты. Мы беспокоимся о том, что наше истинное «я» слишком уродливо, чтобы быть любимым. Покаяние оставляет нас обнаженными перед Богом, полностью обнаженными, а затем наполняет нашу жизнь облегчением, поскольку тот же самый Бог, Который видит каждый недостаток, остается на нашей стороне. Это устраняет парализующий страх быть «разоблаченным». Как пишет Тим Келлер: «Быть любимым, но неизвестным — это утешительно, но поверхностно. Быть известным и нелюбимым — вот наш самый большой страх. Но быть полностью известным и по-настоящему любимым — это очень похоже на то, что нас любит Бог».

 

  1. Покаяние освобождает нас от чувства вины.

На первый взгляд прогрессивная теология «ты прекрасен такой, какой ты есть» кажется более гостеприимной, чем проповедь о грехе. Люди должны выходить из церкви с улыбками, а не с синяками в душе, верно? Но на самом деле это ложится на людей более тяжелым бременем: в мире, где «вы все хорошие», чувству вины некуда деваться. Называть людей «безгрешными» — значит оставлять их беспомощными, и когда в чьем-то характере появляются трещины, их вера рушится. Дон Карсон хорошо распознает опасность:

«Уменьшенное Евангелие — опасная вещь. Это заставляет людей думать о себе хорошо, вздыхать с облегчением оттого, что худшее зло рассеялось, наслаждаться приятным чувством сопричастности. Но если человек по-настоящему не оправдан… Ложка религии может быть не более чем прививкой от реальности».

Когда мы искренне раскаиваемся, чувство вины изгоняется. Бог не намерен тыкать нас носом в наши неудачи; напротив, Он отбрасывает их на полюса земли, где они больше не преследуют нас (Пс. 103:12). Заманчиво быть викарием псевдо-Иисуса, который протягивает руку помощи, но никогда не показывает пальцем, но эта версия Иисуса бессильна облегчить нашу вину. Христос не стремится обелить нашу внешность (Мф. 23:27), но ему нравится очищать наши внутренности (Ис. 1:18).

 

  1. Покаяние порождает радость.

Если мрачные скряги являются главными сторонниками покаяния, то это трагедия! Покаяние — это не поведенческий ультиматум: исправляйся, или Бог вышвырнет тебя вон, — это приглашение к Его милосердию. Когда грешники каются, начинается ангельское ликование (Луки 15:7, 10). Его главным побочным продуктом, как на небесах, так и на земле, является радость, как отмечает Брайан Чапелл:

«На что похоже покаяние в ваших ушах? Мы думаем о стонах и пресмыкании, о скрежете зубов и усталой решимости. Но как на самом деле звучит покаяние? Когда Бог завершает свою работу, это звучит, как радость».

Раскаяние часто активизирует ваши слезные протоки, ставит вас на колени и освещает неудачи, что может быть неприятно. Но какого бы дискомфорта это вам ни стоило, оно бесконечно превосходит небесный прием, который вам уготовлен.

 

  1. Покаяние восстанавливает отношения.

Точно так же, как покаяние приносит примирение между нами и Богом, оно также примиряет нас друг с другом. Определяющий признак обреченных отношений — это когда одна или обе стороны отказываются сказать: «Мне жаль. Я намерен изменить свое поведение». Недавно я узнал об одной женщине, муж которой изменил ей, и когда правда выплыла наружу вместо того, чтобы извиниться, он продолжил свою нелояльность. Годы спустя они продолжают жить под одной крышей. Здесь имеет место модель пассивно-агрессивного общения и несуществующая близость. Не раскаявшись, этот муж лишил свою жену достоинства и исцеления. Покаяние предлагает лучший путь. Те, кто достаточно скромен, чтобы принять его, пожнут свои плоды наказания.

 

Придите, вы, усталые грешники

Для тех, кто измучен угрюмыми требованиями морализма быть совершенными, покайтесь! Праведность Христа приписывается вам. Для тех, кого преследует чувство вины, кто слишком боится выйти на свет, покайтесь! Будьте свободны и заново познайте очищающую силу крови Христа. Для тех, кто использовал покаяние как безжалостное оружие, покайтесь! Молите Бога научить вас радости Вашего спасения.

Для всех христиан во всех уголках земли, покайтесь! В конце концов, покаяние — это не борьба, не прикрытие, и не беспокойство. Это прощение, благословение и радость во Христе!

 

 

 

 

Уилл Андерсон (Массачусетс, Школа богословия Талбота)


 

Источник 

 

 

 

 

 

Leave a Comment